Особенности мотивации достижения успеха у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности мотивации достижения успеха у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста
В данной статье представлены результаты эксперимента по выявлению особенностей мотивации достижения успеха у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста. Результаты эксперимента показали, что мотивация достижения успеха у популярных и непопулярных дошкольников практически одинаковая, что свидетельствует о том, что мотивация успеха не зависит от положения ребёнка в группе сверстников.
Успех и его составляющие в научном мире является популярным понятием. Он изучен в большей степени в философии, в меньшей мере в психологии, социологии и педагогике. Анализ понятий успеха в вышеизложенных науках позволил выявить неоднозначность и разноплановость трактовок данного феномена. Так, с точки зрения философов (В.У. Бабушкин, И.А. Джидарьян, А.Г. Здравомыслов, А.Т. Москаленко, Н.В. Розенберг, В.Ф. Сержантов) успех – это показатель общественной сущности человека, его признание в обществе, признак выделенности его из общества. В психологии успех связан с переживаниями личности, с оценкой и признанием её достижений обществом и уровнем притязаний самой личности.
В настоящее время научный интерес к проблеме успеха прослеживается в таких направлениях его изучения как профессиональный успех, успех в учебной деятельности, в спорте. Менее изученным остаётся вопрос о специфике успеха у детей дошкольного возраста. Это объясняется возрастными особенностями данного возраста. Если проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста, то можно отметить, что дошкольник в силу несформированности отдельных компонентов социализации и самосознания самостоятельно не может осознать, определить и понять успешен он или нет, в чём именно проявляется его успех, что нужно сделать для того чтобы достичь успеха и т.д.
Вместе с тем ряд исследований по различным аспектам проблемы успеха дошкольников не раскрывают понятий «успех детей дошкольного возраста», «успешность детей дошкольного возраста», но приближаются к раскрытию отдельных его проявлений у детей.
Так, наиболее значимыми работами в данном направлении являются исследования Х.Хекхаузена и И.Р.Алтуниной. Х.Хекхаузен [6] раскрыл, что примерно к 4,5 годам у дошкольника формируется настойчивость в достижении успехов в соответствии с поставленными целями. Данный феномен связан с мотивацией ребёнка и обозначен мотивацией достижения успеха, сформированность которого позволяет ребёнку преодолевать различные препятствия, проявлять усилия в достижении поставленной цели.
И.Р. Алтунина [1] исследовала мотивацию достижения успеха у детей дошкольного возраста и сравнивала её с мотивацией достижения успеха у детей младшего школьного возраста, на основании чего сделала выводы о том, что ребёнок 4–5 лет способен устанавливать связь между причиной и достигнутым результатом, между собственными возможностями и трудностью задачи.
Данные исследования проводились на однородном составе детей дошкольного возраста. Однако, если рассматривать детей в коллективе, группе сверстников, то каждый ребёнок может иметь благоприятный или неблагоприятный социометрический статус (Я.Л. Коломинский), популярность или непопулярность (Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина, Р.К. Терещук). «... В исследовании Т.А. Репиной, Т.В. Сенько позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной, познавательной и трудовой деятельности. «Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников ...» [2].
Мы предположили, что у популярных детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха будет выше чем у непопулярных.
Для проверки нашей гипотезы была организована экспериментальная работа, в которой приняли участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста – в количестве 23 и 22 детей.
С целью выявления популярности и непопулярности детей старшего дошкольного возраста нами применялась методика вербальных выборов Смирновой Е.О., которая включала беседу с детьми по вопросам о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особую симпатию. По результатам ответов каждый ребенок в группе получал определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников [5].
Для определения мотивации достижения успеха применялась методика И.Р. Алтуниной. Сущность данной методики заключалась в том, что ребенок поочередно включался в различные, достаточно трудные, но посильные для него виды деятельности (учебную, игровую и трудовую деятельность), в которых его шансы добиться успеха или потерпеть неудачу были примерно одинаковыми. Все виды деятельности ребенок начинал, но в скором времени они прерывались экспериментатором, как только становилось ясно, что ребенок уже включился в соответствующий вид деятельности, вошел в него, но еще существенно не продвинулся в достижении поставленной цели. После этого ребенка просили оценить вероятность достижения стоящей перед ним цели. Варианты оценок оценивались в баллах: высокая (5 баллов), высокая (4 балла), средняя (3 балла), низкая (2 балла), очень низкая (1 балл). Кроме того, были оценены в баллах способности детей как достаточные или недостаточные для достижения поставленной цели: вполне достаточные (5 баллов), достаточные (4 балла), средние (3 балла), недостаточные (2 балла), совершенно не достаточные (1 балл).
Результаты диагностики популярности и непопулярности старших дошкольников позволили выявить в одной группе меньшее количество популярных детей, а в другой группе больший процент популярных дошкольников (Таблица 1).
Таблица 1.
Количественное и процентное соотношение популярности и непопулярности детей по методике вербальных выборов (Е.О. Смирнова)
Группы детей |
Популярные (кол-во/%) |
Непопулярные (кол-во/%) |
1 группа (23 ребёнка) |
9/39 |
14/61 |
2 группа (22 ребёнка) |
12/55 |
10/45 |
Диагностика мотивации достижения успеха показала, что у детей исследуемой группы вероятность достижения успеха и способности, необходимые для достижения цели, в среднем, характеризуются высокими и достаточно высокими уровнями.
Таблица 2.
Результаты мотивации достижения успеха у детей старшего дошкольного возраста по методике И.Р. Алтуниной
Группы детей |
Факторы мотивации достижения успеха и их оценка |
|
Вероятность достижения цели |
Способности, необходимые для достижения цели |
|
1 группа (23 ребёнка) |
4,5 |
4,3 |
2 группа (22 ребёнка) |
4,6 |
4,2 |
Примечание: 1. В таблице приведены средние индивидуальные оценки (в пятибалльной шкале) соответствующих факторов мотивации достижения успехов
Статистический анализ позволил выявить одинаковый уровень мотивации достижения успеха у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 3.
Уровень мотивации достижения у популярных и непопулярных детей
Группы детей (популярность и непопулярность) |
Факторы мотивации достижения успеха и их оценка |
|
Вероятность достижение цели |
Способности, необходимые для достижения цели |
|
1 группа (23 ребёнка) |
||
популярные |
4,4 |
4,3 |
непопулярные |
4,6 |
4,5 |
2 группа (22 ребёнка) |
||
популярные |
4,6 |
4,8 |
непопулярные |
4,5 |
4,4 |
Примечание: 1. В таблице приведены средние индивидуальные оценки (в пятибалльной шкале) соответствующих факторов мотивации достижения успехов
Таким образом, результаты эксперимента показали, что мотивация достижения успеха у популярных и непопулярных детей старшего дошкольного возраста одинакова. Возможно, это объяснить тем, что мотивация достижения успеха направлена не только на стремление ребёнка проявить себя в группе сверстников и добиться соответствующего статусного положения, но и на достижение индивидуально значимых результатов, вследствие чего, можно предположить об отсутствии взаимосвязи мотивации достижения успеха и статусного положения ребёнка в группе сверстников.