Статья:

БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Прокопенко С.А. БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

Прокопенко Софья Александровна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

С далекой древности семья считается важнейшей ячейкой общества, выполняющей важнейшие роли в обществе. В разные века менялись типы семей, функции, социальные роли. Менялось и представление о семье. Современная семья стремится создать гармоничные отношения между своими членами на основе равенства, толерантности и уважения друг к другу. Одним из самых распространенных типов молодежной семьи считается студенческая семья.

Студенческой семьей можно назвать брачный союз мужчины и женщины, заключаемый на момент обучения двоих в институте на очной форме обучения [1].

Это особый этап в жизни, где сочетаются учеба и семейные обязанности. В этом периоде супруги, будучи студентами, сталкиваются с двойной нагрузкой — не только с учебными задачами, но и с ответственностью за семейные обязанности. Иногда им приходится балансировать между лекциями, сдачей экзаменов и заботой о детях, если они есть. С одной стороны, такое положение дел может быть испытанием, но с другой стороны оно предоставляет возможность для совместного роста и развития семейных отношений.

Некоторые социологи и психологи считают, что создание семьи в студенческом возрасте рассредотачивает внимание молодых людей, отвлекая от обучения. Наскоро законченный университет и малооплачиваемая работа - вот что ждет юношей и девушек, которые слишком рано создали семью. [2]

Однако большинство мнений сходится на том, что семья благоприятно сказывается на самовоспитании ответственности, мудрости в отношениях, приспособление к условиям окружающей среды, воспитывает нравственные качества, такие как жертвенность, милосердие, нежность, забота о своей половине.

Прежде чем говорить о специфике отношений в студенческой семьи, нужно выделить три вида семьи по укрепившихся в них отношениям: авторитарная, анархическая, демократическая (по А.Адлеру).

В демократическом типе семьи роли и решения распределяются равномерно между членами семьи. Важным аспектом такой семейной динамики является уважение к мнениям каждого члена семьи и принятие совместных решений. Этот подход способствует равноправию и участию всех членов семьи в принятии важных решений. Демократическая семья обычно характеризуется открытым обменом мнениями, обсуждением важных вопросов и стремлением к достижению общих целей. Такая модель семьи предпочтительна в обществе, ценности именно такого типа семьи прививаются государством.

Есть и другие типы семей - авторитарный и анархичный. Под авторитарным типом семьи понимают отношения типа главный-подчиненный, причем такой мотив поведения закладывается в детстве еще в родительско-детских отношениях. Здесь есть руководитель, который решает все вопросы семьи, вплоть до того, что нужно готовить на обед. Подчиненная сторона слушает указания и выполняет все что сказано «свыше». В такой семье редко можно встретить теплые и доверительные отношения. Чаще здесь есть скрытый страх, желание власти и подчинения. Однако, если люди воспитывались в похожих условиях и в идентичных ценностях, им будет вполне комфортно уживаться друг с другом. Если подчиненный не чувствет себя в ущербе, а главный не давит на супруга, то для некоторых пар это может стать приемлемым типом отношений.

В анархичном типе семьи ее члены имеют разные цели, увлечения, часто входят в конфликты. Присутствуют невысказанные обиды, различные взгляды на один и тот же предмет, нежелание уступать партнеру ни в чем, уверенность в своей правоте без ощущения, что каждый может ошибаться. Такая семья всегда «ходит по лезвию» - отношения в любой момент могут накалиться и развалиться. Дети из таких семей обычно имеют психологические проблемы: они стоят между мамой и папой и не знают кого выбрать и чью сторону принять. Это делает маленьких детей манипуляторами, их духовность снижается в попытке угодить каждому в семье и получить свою награду.

Помимо перечисленных выше проблем в семье, есть и масса других. Не смотря на то, что молодые притираются друг к другу и проживают лучшие годы вместе, зачастую появляются проблемы с материальным положением, местом жительства, рождением ребенка.

К сожалению, сейчас молодые люди предпочитают законному, зарегистрированному в органах ЗАГС, браку сожительство без обязательств. Это очень рискованный шаг со стороны женщины, потому что государство не может обеспечить материальные и жилищные гарантии в случае разрыва с партнером. Кроме того, официально, обязанности супругов возникают с момента заключения брака, следовательно, партнер вне официальных отношений не может нести и ответственности за их нарушение.

Даже в официальном браке есть определенные проблемы. Среди проблем в студенческой семье можно выделить сложность одновременного совмещения воспитания ребенка, обучения и работы. Вопрос о детях зачастую обостряет материальное положение. Студенческие семьи сами по себе не владеют большим объемом накоплений, их заработок случаен и непостоянен. Он состоит из случайных подработок, материальной помощи государства, а также помощи родителей. Шаткое материальное положение может ухудшить условия рождения ребенка, потому что он требует усиленного ухода, который подразумевает большие затраты времени и финансов.

Занятость учебой может оказывать существенное влияние на семейные отношения, и эта динамика может различаться в зависимости от многих факторов, таких как уровень учебы, индивидуальные особенности членов семьи, поддержка окружающих и др. Учеба требует значительного времени и усилий. Если один из членов семьи активно участвует в учебном процессе, это может привести к сокращению времени, проведенного вместе с семьей. Учебный процесс также отнимает много сил, что может привести к неполноценному выполнению обязанностей в браке. Золотой серединой можно считать грамотное распределение времени на образование и семейные обязанности. К тому же важна налаженная коммуникация: понимание со стороны супруга или супруги, обсуждение проблемных вопросов, нахождение компромиссов и поддержка друг друга в достижении личных и общих целей.

Не смотря на определенные сложности и нюансы, студенты продолжают создавать семьи, число которых с каждым годом растет.

Брачные отношения в студенческой семье, как и в любой другой, могут быть разнообразными и зависят от множества факторов. Вот несколько аспектов, которые могут влиять на брачные отношения студентов:

  1. Возраст и опыт: Студенческие браки часто заключаются на раннем этапе жизни, и партнеры могут еще только начинать строить свою карьеру и личную жизнь. Это может повлиять на степень готовности к браку и способность справляться с жизненными трудностями.

Молодые люди в юношеском возрасте еще очень молоды и неопытны в вопросах семьи, быта, секса. Им часто не хватает знаний, которые могли бы им помочь в семейной жизни, и хоть они пользуются информацией из сети Интернет, спрашивают друзей или родителей, это не спасает их от дальнейших ошибок.

  1. Финансовые проблемы: Студенты часто сталкиваются с финансовыми трудностями из-за учебы, отсутствия постоянного источника дохода и других факторов. Это может создавать дополнительное напряжение в браке.

В связи с тем, что студенты очной формы обучения очень много времени тратят на учебу, вопрос достатка в семье становится острым. Достаток в студенческой семье нестабилен, потому что состоит из подработок, помощи родителей. Нестабильность, постоянные мысли о том, где заработать деньги на свои потребности вносит в семью напряжение и шаткость.

  1. Недостаток времени: Студенты часто сталкиваются с высокой учебной и рабочей нагрузкой. Из-за этого может не хватать времени на выполнение семейных обязанностей. Это касается и домашней рутины, и обязательств перед своей половинкой. Семья не может существовать без вложений с обоих сторон, следовательно, в ней может появиться недопонимание и отторжение существующего порядка.

Учебная нагрузка, работа и другие обязанности могут вызывать стресс и ограничивать возможность проведения качественного времени вместе. Это может привести к отчуждению партнеров и ухудшению взаимоотношений. Отсутствие времени для общего обсуждения проблем и простого общения может привести к накоплению эмоционального напряжения.

  1. Коммуникативные трудности: Важным фактором является уровень поддержки и коммуникации между супругами. Открытость, взаимопонимание и готовность поддерживать друг друга важны в любом браке, включая студенческий.

Важно осознавать, что коммуникация в студенческой семье не только связана с информационным обменом, но также с выражением эмоциональной поддержки и взаимопонимания. В этом контексте, способность к разделению радости, горя и стресса может укрепить связь в студенческой семье. Эмоциональное общение может помочь поддержать самооценку студентов и улучшить их способность к решению сложных проблем, с которыми они сталкиваются в университетской среде. Как и в любых отношениях, коммуникация в семье требует активного сознания, внимания и уважения. Сложности и неурядицы могут возникать, но благодаря развитой коммуникации, они могут быть решены с минимальными последствиями.

  1. Различные представления о семье: Вопросы о детях, карьере и других аспектах будущего могут влиять на брачные отношения. Несовпадение в этих планах может стать источником конфликтов.

Внутренние конфликты между индивидуальными амбициями и нуждами членов семьи являются одной из самых распространенных проблем студенческих семей. Студенты, стремящиеся к достижению профессиональных целей и личного развития, могут столкнуться с несоответствием между временем, потраченным на учебу и саморазвитие, и временем, затраченным на семейные обязательства. Это может вызвать чувство вины у студента, а также неразделенность и разочарование у его партнера.

  1. Влияние ближайшего окружения: Влияние социального окружения может оказывать существенное воздействие на студенческую семью. Друзья и сверстники могут оказывать влияние на принятие решений, стили жизни и ценностные ориентации, что, в свою очередь, может привести к противоречиям и конфликтам внутри семьи. Балансирование между индивидуальными желаниями и потребностями студента и общественными ожиданиями может стать основой для возникновения множества проблем. Студенты могут ощущать социальное давление в связи с браком, особенно если он ранний. Это давление может влиять на степень удовлетворенности новым положением.
  2. Сексуальные проблемы: После женитьбы молодые люди привыкают друг к другу, адаптируются физически и сексуально. Часто возникает сексуальная несовместимость по типу несовпадения по половой конституции. Из-за отсутствия соответствующего воспитания молодые люди не знают, что считать нормой, а что нет, что приводит к неудовлетворенности и конфликтам.

Кроме того, нередкой проблемой и поводом для развода служит супружеская неверность. Изменившиеся у молодежи семейные ценности снимают запреты на измены. Они возникают из-за неудовлетворенности в одной из сфер супружеской жизни, и если происходят, то можно считать, что такая семья развалилась еще до измены.

  1. Психологические проблемы:

У каждого человека индивидуальные темперамент, характер и личность. Эти качества могут играть огромную роль при возникновении конфликта - открытого столкновения двух взглядов на тот или иной вопрос. Катарина Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс разработали систему определения склонностей личности в связи с типологией характера. Они же доказали, что, например, интровертам и экстравертам тяжело взаимодействовать, потому что они ориентированы на разные виды общения. Все конфликты завязаны на различиях психологических качеств супругов, конкретнее: из-за несоответствия взглядов на распределения обязанностей в семье, столкновения амбиций семьянинов, разных ценностных ориентаций у супругов и т.д.

Кроме того, нельзя забывать, что в юношеском возрасте личность продолжает формироваться. Незрелость личности одного из супругов, незнание своих желаний и потребностей и проблемы с самооценкой могут значительно осложнить процесс привыкания к новому человеку. Партнер может требовать к себе огромное количество внимания, ревновать, контролировать другого. Это может привести к конфликтам и дальнейшему разрыву.

Важно помнить, что каждая пара уникальна, и отношения могут сильно различаться. Открытость, взаимопонимание и готовность к адаптации к изменениям могут помочь создать здоровые брачные отношения в студенческой семье.

Учитывая приведенные выше факторы, можно вывести формулу укрепления и сохранения брачных отношений - коммуникация, открытость и совместные интересы, хобби. Открытое общение без страха быть осужденным, мирное решение конфликтов укрепляет доверие; понимание потребностей друг друга позволяет удовлетворить их; совместное планирование и распределение обязанностей, обговаривание бытовых вопросов устраняет недомолвки и снижает количество конфликтов. Кроме того, проведение совместного досуга укрепляет общий дух семьи и сближает мужа и жену. Не смотря на то что свободного времени у студентов очень мало, нужно находить общее дело, которое объединит семьянинов не только в рамках обучения, но и хобби.

Чтобы выяснить, с какими проблемами чаще всего сталкиваются в студенческой семье, мы провели опрос в форме анкетирования, в котором принимали участие студенты различных вузов г. Воронежа. Опрошено было около ста человек, мужчин и женщин пропорционально. По итогам проведенного опроса мы выяснили, что большинство опрошенных живут в браке около года, чуть меньше женатых и замужних в течение 2-3 лет.

Одной из важнейших проблем современной России, которая испытывает демографические проблемы, является рождение детей. Среди наших респондентов подавляющее большинство ответили, что у них нет детей, имеют одного ребенка значительно меньшее количество респондентов и лишь 5% имеют более 1 ребенка. Это подтверждает остроту существующей демографичекой проблемы.

Другим значимым моментом является распределение функций в молодой семье. Мы поинтересовались у наших респондентов, кто является основным добытчиком средств к существованию - 59% опрошенных заявили, что супруг, и почти треть, что это происходит совместно. Незначительное число ответило, что добытчиком в семье является жена или родители, что говорит о самостоятельности современных студенческих семей и традиционном доминировании мужской роли в добыче денег.

Так как мы рассматриваем студенческую семью, основным занятием стала учеба. Но возможны также варианты, где один из супругов учится, а другой работает на постоянной (30%), временной работе (16%) или сидит в декретном отпуске (7%). И лишь 5% ответили, что являются держателями бизнеса. Две третьих опрошенных ответили, что распределяют доходы совместно, меньше - ответили, что доходы распределяет супруга и лишь некоторые - распределяет супруг. Это связано с главенствующей ролью современной женщины в ведении домашнего хозяйства.

Организация досуга очень разнообразна. В наиболее популярные занятия входит 14% - поход за покупками, 14% - поездки к родственникам в гости, 13% - просмотр ТВ. Незначительное количество опрошенных ответили, что совместных занятий нет.

Среди совместных планов на будущее наиболее распространен вариант купли недвижимости, что составило 31%. На 12% меньше респондентов ответили, что планируют погасить кредит, и столько же ответили, что у них другие совместные планы. 13% ответили, что планируют рождение детей, 11 и 9% отметили престижную работу и открытие своего дела соответственно. Это значит, что семейные студенты испытывают нужду в собственном жилье, но не все готовы взять квартиру в ипотеку.

Мы предложили нашим респондентам установить уровень удовлетворенности общением в семье. По пятибальной шкале молодые супруги показали высокий уровень общения, который наиболее распространен и составляет абсолютное большинство. Около пятой части опрошенных дали ответ, что проблем в сексуальной жизни не испытывают. Вероятно, это связано с тем, что большинство семей были созданы недавно и еще не успели приобрести проблемы. Мы считаем, что наиболее распространенными причинами сексуальных проблем усталость на работе - 19%, отсутствие времени -18%. То есть главенствующие проблемы связаны с количеством времени, которое студенты могут выделить для отношений с мужем/женой. И не смотря на достаточно большое количество проблем, подавляющее большинство дали ответ, что полностью удовлетворены своей сексуальной жизнью.

Количество ссор напрямую связано с уровнем удовлетворенности сексом и общением. Поэтому самым распространенным ответом по вопросу частоты ссор является «раз в несколько месяцев» - 36%. Треть опрошенных дали ответ, что ссорятся несколько раз в месяц. И раз в неделю ссорятся около трети опрошенных. Такие показатели говорят о том что молодые люди только начинают притираться друг к другу, привыкать, и пока у них нет особых причин ссориться и ругаться.

В заключении мы поинтересовались предпочтительными качествами мужчины для женщины в браке и соответственно для женщины в мужчине. Мужчины ответили, что ведущими качествами являются способность любить - 16%, красота, как и доброта, чуткость, внимательность - по 13%, хозяйственность заняла четвертое место - 11%. Наименее важными оказались обеспеченнось и отсутствие вредных привычек: в сумме около 2%.

Для женщин в мужчинах оказались наиболее важными качествами ответственность (20%), внимательность и чуткость (17%), верность (13%). А наименее востребованными сексуальность и сила - по 1%. Из этого можно сделать вывод, что с мужскими и женскими ролями ассоциируются соответствующие качества. Современные женщины предпочитают более заботливых и способных взять на себя ответственность мужчин. Брутальность не играет здесь особой роли, намного более предпочтительна возможность положиться на человека и чувствовать себя за ним как за каменной стеной. А в женщине по-прежнему мужчины хотят видеть хозяйку, хранительницу очага, нежную и красивую.

Таким образом, студенческая семья переживает серьезный кризис. Проявляется это в том что почти отсутствует рождение детей. Очень распространены проблемы в общении, что ведет к частым ссорам. К наиболее распространенным проблемам в сексуальной жизни можно отнести отсутствие времени и усталость, что связано с высокой нагрузкой студентов. И, само собой, бытовая неустроенность, связанная, например, с отсутствием собственного жилья или достаточного количества средств для самостоятельного и независимого проживания. Не смотря на достаточно тяжелые условия, связанные с учебной занятостью, основную массу устраивает уровень общения с супругом/супругой: молодежь позитивно смотрит в будущее.

 

Список литературы:
1. Галандарова, Р.Э.К. Студенческая семья: отношение учащийся молодежи: Выпускная квалификационная работа/ Галандарова Рахима Эхтибар Кызы; науч. рук. Шалагина Елена Владимировна; УГПУ. – Екатеринбург, 2018. – 67 с.
2. Ростовская, Т. К. Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей (итоги всероссийского межвузовского исследования) / Т. К. Ростовская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – № 4(40). – С. 73-81. – EDN TLWAAU; Галандарова, Р.Э.К. Студенческая семья: отношение учащийся молодежи : Выпускная квалификационная работа/ Галандарова Рахима Эхтибар Кызы; науч. рук. Шалагина Елена Владимировна; УГПУ. – Екатеринбург, 2018. – 67 с.