Пограничное расстройство личности у подростков: определение, признаки, причины, симптомы, классификация
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Пограничное расстройство личности у подростков: определение, признаки, причины, симптомы, классификация
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) – условно рассматриваемое как расстройство личности, при котором индивид «постоянно живет на границе между нормальным функционированием и реальной психической патологией» [1, с. 564].
Профессор кафедры психологии Принстонского университета в своем труде описывает данный термин, как «расстройство личности, при котором человек проявляет постоянную нестабильность в межличностных взаимоотношениях, у него крайне нестабильная самооценка, резко меняется настроение и поведение отличается крайней импульсивностью». [2, с. 63]
Во время исследования заболевания в первую очередь изучались его истоки. Был сделан вывод о том, что оно относится к группе биосоциальных расстройств. То есть начинается с биологической (наследственной или темпераментной) предрасположенности, которая усугубляется внешними факторами (окружающей социальной средой). Они имеют примерно равнозначное влияние, то есть толчком к развитию заболевания может быть любой из вышеупомянутых факторов. Важно, что в совокупности они представляют большую опасность для самого ребенка. К сожалению, со стороны родителей, зачастую еще в раннем возрасте, при появлении первых признаков, не оказывается должного взаимодействия с ребенком, поэтому симптомы не учитываются и со временем прогрессируют, перерастая в более серьезные проблемы.
Выделяются симптомы пограничного расстройства личности:
- эмоциональная лабильность (проявляется в резких скачках настроения – паника сменяется грустью, позже агрессией, затем глубоким чувством вины);
- тревожность;
- сепарационная тревога (расстройство, которое появляется в момент разлуки с близким и важным для них человеком);
- депрессивность;
- импульсивность;
- рискованность;
- враждебность.
Так как данные симптомы слишком расплывчаты и могут встречаться в жизни любого человека, необходимо еще глубже изучать пограничное расстройство.
Для того чтобы заболевание не усугублялось, необходимо вовремя его заметить. Поэтому выделяются признаки, которые могут встречаться у детей еще в раннем возрасте. К ним относятся:
- неспокойный сон;
- проблемы с приемом пищи;
- частые истерики, после которых трудно успокоить ребенка;
- трудность адаптации в новых условиях;
- чрезмерная требовательность к себе и окружающим;
- трудности в обучении, что влечет к сложностям в определении психологической готовности к школе;
- слабая способность к рассуждениям и мышлению;
- чрезмерная чувствительность к критике;
- депрессивное состояние;
- страх получения отказа;
- наклонность к самоповреждениям;
- склонность к приступам агрессии и гнева;
- импульсивность;
- нестабильное отношение к себе и окружающим;
Многие проблемы с личным взаимоотношением со сверстниками и учителями, а также неоправданным страхом отказа и боязнью быть отвергнутым, зачастую приводят к частой смене школ. Такому ребенку сложно управлять своими эмоциями, а подростку тем более, так как ко всем вышеперечисленным признакам добавляются еще психологические особенности переходного возраста. В общении с другими детьми присутствует идеализация отношений, что приводит к довольно скорому разочарованию в них. Часто происходит путаница в своей идентичности, в том числе гендерной. Поэтому в настоящее время так много подростков стало задумываться о смене своего пола, либо к отнесению себя к обоим полам. Безусловно, это не считается нормой, и так как в настоящий момент наблюдается тенденция увеличения таких случаев, необходимо своевременное оказание психологической помощи таким детям.
Одним из показателей пограничного расстройства личности у детей и подростков является манипуляция. С ее помощью они пытаются достичь желаемого и контролировать всех вокруг. Обычно это не осознается ими, а осуществляется на подсознательном уровне. Окружающим важно научится распознавать такие психологические уловки и научиться избегать их.
Так, возникает простой вопрос – как же все-таки избежать манипуляций детьми с пограничным расстройством личности? Единственный способ – это дать себе разрешение отказаться от запросов манипуляторов. Нужно прийти к осознанию того, что никто не должен делать то, что им хочется. Это довольно сложно. И, безусловно, ответной реакцией ребенка будет наглядная демонстрация всего его эмоционального спектра.
Дети с пограничным расстройством личности часто злятся и провоцируют окружающих на конфликт. Это тоже своеобразная форма манипуляции. Необходимо понимать, что избегая ситуаций, где вы будете говорить то, что вы считаете нужным, но при этом у ребенка это вызвало бы ярость, вы как бы ограждаете его от лишнего срыва. Но при этом вы даете ему возможность управлять окружающими так, как хочется ему, а не так, как правильно. Поэтому стоит задуматься нужно ли идти на такие жертвы лишь бы только ребенок не показывал свои истерики и чувствовал себя комфортно, либо нужно научиться налаживать контакт, при том ничем не жертвуя.
Для более полного понимания подростка с пограничным расстройством личности необходимо рассмотреть еще один существенный метод рассмотрения этой проблемы. Американский психолог Теодор Миллон классифицировал ПРЛ, выделив четыре подтипа [3, с. 4]:
- унылое пограничное расстройство (выражается в избегающем, либо зависимом взаимодействии: уступчивости, покорности, беспомощности, скромности, уязвимости, подавленности);
- обидчивое пограничное расстройство (выражается в пассивно-агрессивном контакте: угрюмости, нетерпеливости, пессимистичности, разочарованности, постоянной обеспокоенности, обидчивости);
- импульсивное пограничное расстройство (выражается в истеричном и антисоциальном поведении: ветрености, раздражительности, мрачности, суицидальности, капризности, излишней волнительности);
- самоповреждающее пограничное расстройство (включается в себя депрессивные, мазохистские и саморазрушающие особенности: заискивание, самонаказуемость, замкнутость, угрюмость, риск совершения суицида).
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пограничное расстройство личности заболевание довольно новое и еще не до конца изученное, хотя в наше время и довольно часто встречающееся. Ученые пытаются найти его первопричину, способы диагностики, а также профилактики расстройства. Детям, относящимся к этой группе, довольно сложно находиться в обществе, так как их эмоциональное состояние довольно нестабильно. В отличие от своих сверстников, им необходимо большее количество времени, чтобы успокоиться и вернуться в норму. Они довольно часто срываются на окружающих и манипулируют ими. Поэтому так важно своевременно диагностировать такие особенности у ребенка и научиться правильно сглаживать разногласия и недопонимания. Особенно важно это научиться делать в семье, так как климат внутри семьи закладывает основы в социализацию ребенка и его приобщение к миру.