Борьба с международной преступностью
Секция: Международное право
III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Борьба с международной преступностью
THE FIGHT AGAINST INTERNATIONAL CRIMINALITY
Vagip Abdrashitov
candidate of jurisprudence, assistant professor, Volgograd State University, Russia, Volgograd
Charon Dzeytov
student, Volgograd State University, Russia, Volgograd
Vladislav Rekutin
student 2 courses Volgograd State University, Russia, Volgograd
Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы борьбы с международной преступностью. Особое внимание уделяется криминальным рынкам как причинам международной преступности. Автор выделяет два направления борьбы: нормативное и процессуальное.
Abstract. This article considers the fight against international criminality. Particular attention is paid to the criminal markets as the cause of international criminality. The author distinguishes two areas of the fight: normative and procedural.
Ключевые слова: международная преступность; международное сотрудничество; криминальные рынки; Интерпол.
Keywords: international criminality; international cooperation; criminal markets; Interpol.
Современные процессы глобализации затронули, в том числе, и характер преступности, которая теперь стала все чаще связываться с нарушениями уголовного права двух и/или более стран. Такую преступность криминологи называют международной, или транснациональной [12, с. 9]. Международная преступность включена в перечень глобальных проблем человечества, поскольку борьба с ней требует совместных усилий, сотрудничества, обмена опытом среди многих государств.
Как справедливо отмечает И.Я. Казаченко «транснациональная преступность достигла значительных масштабов и угрожает экономическим основам безопасности любого и каждого государства и мировому сообществу в целом» [9, с. 129]. Транснациональная преступность ведет к росту теневой экономики, благодаря которой еще больше увеличивается количество преступлений.
В силу п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 международным считается преступление, которое совершено:
1) более чем в одном государстве;
2) в одном государстве, однако значительная его часть (подготовка, планирование, руководство или контроль) происходит в ином государстве;
3) в одном государстве, однако с участием организованной преступной
группы, чья преступная деятельность осуществляется более чем в одном государстве;
4) в одном государстве, однако существенные его последствия наступают в ином государстве [3].
Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) в своем докладе «Транснациональная организованная преступность: глобализованная нелегальная экономика» [11] отмечает, что проблемы транснациональной организованной преступности зачастую являются следствием факторов, не связанных с конкретными людьми, на которых можно наложить конфискацию или арестовать. Значительная доля потоков незаконного оборота обуславливается влиянием мирового рынка, а не выступает в качестве результата тайного сговора каких-либо преступных групп.
В этой связи, современная организованная преступность представляет собой не столько группы тех или иных лиц, которые занимаются различной незаконной деятельностью, сколько группы незаконных видов деятельности, которыми и занимаются данные группы и отдельные лица. Арест отдельных лиц и их объединений не приостанавливает соответствующую деятельность, так как по-прежнему функционирует незаконный рынок, стимулируя других к участию в нем, да и до вынесения обвинительного приговора и вступления его в законную силу обвиняемый еще не считается законом виновным, поэтому к нему не могут быть применены меры уголовного наказания, а порой следствие не может установить достаточные для суда доказательства вины члена международной преступной группы, и он довольно быстро освобождается из-под стражи [1, с. 52].
Соответственно, для решения данных проблем необходим комплексный инструментарий, который будет заключаться не только в пресечении последствий незаконной деятельности (международной преступности), но и ее причин (незаконных рынков). Речь идет о таких транснациональных криминальных рынках, как торговля людьми, оборот контрафактной продукции, природных ресурсов, наркотиков, оружия и т.д.
Как представляется, борьба с причинами международной преступности должна идти по двум направлениям: 1) нормативное – совершенствование системы международного правового регулирования в данной сфере; 2) процессуальное – повышение эффективности двустороннего и многостороннего сотрудничества государств. Рассмотрим данные направления более подробно.
Совершенствование системы правового регулирования заключается в доработке уже имеющихся международно-правовых документов и (при необходимости) разработке новых, которые должны служить нормативной базой для международного сотрудничества в борьбе с международной преступностью. Так, на территории СНГ действует ряд региональных международных актов, в которых содержатся нормы, регулирующие сотрудничество государств – членов СНГ по вопросам международной преступности. Условно их можно разделить на модельные кодексы (например, Модельный уголовно-процессуальный кодекс СНГ от 17.02.1996 [5]), концепции (например, Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26.08.2005 [4]), рекомендации (например, Рекомендации по гармонизации и унификации законодательства государств-участников СНГ о пограничных ведомствах (силах) от 03.12.2009 [8]), межгосударственные программы, соглашения и стратегии.
Однако в исследовательской литературе отмечается несовершенство некоторых из них. Например, преподаватель кафедры конституционного и административного права в Академии Управления при Президенте Республики Беларусь Н.О. Мороз, анализируя Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 01.06.2001 [10], отмечает, что в данном документе не содержатся нормы, закрепляющие такую современную процессуальную форму сотрудничества, как электронные запросы о правовой помощи. Кроме того, указанное соглашение не называет уполномоченные органы для работы с запросами, не рассматривает такую перспективную процессуальную форму сотрудничества, как создание совместных следственных групп, не обеспечивает необходимую защиту персональных данных [6, с. 13]. Следовательно, процессуальный инструментарий по борьбе с международной преступностью в сфере высоких технологий на территории СНГ имеет существенные ограничения и нуждается в нормативной доработке.
Эффективность межгосударственного сотрудничества по борьбе с международной преступностью лежит именно в процессуальных аспектах:
1) оперативный обмен информацией по запросам уполномоченных органов иностранных государств (в том числе широкое использование оперативных материалов НЦБ Интерпола). Так, по состоянию на 2012 год использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. На тот же момент из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников [7, с. 16];
2) создание и налаживание работы совместных органов по борьбе с определенной группой преступлений (например, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ);
3) создание (при необходимости) межгосударственных следственно-оперативных групп;
4) использование последних научных достижений (электронные запросы, создание и объединение электронных баз данных и т.д.);
5) оказание профессионально-технической помощи (например, оснащение правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с международной преступностью). Так, обнаружить взрывчатые вещества в багаже пассажиров авиатранспорта может лишь довольно сложная и дорогостоящая аппаратура, которую отдельные государства приобрести не в состоянии;
6) иные формы совместной работы.
Так, например, МВД России в рамках борьбы с международной преступностью в сфере экономики направило на работу за рубеж восемь своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария [2, с. 40]. Представляется, расширение круга стран с представителями МВД России, а также более тесный обмен оперативной информацией окажет существенное влияние на борьбу с международной преступностью.
Кроме того, в комплексе с другими мерами следует использовать экономические меры борьбы с причинами международной преступности – криминальными рынками. Такие меры должны быть направлены на восстановление деформированных отношений различных сфер экономики и финансов (например, создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса).
Учитывая изложенное, в борьбе с международной преступностью можно выделить два направления: нормативное (разработка и доработка нормативной базы для международного сотрудничества) и процессуальное (межгосударственное сотрудничество в рамках данной нормативной базы). В рамках последнего следует выделить такие направления, как оперативный обмен информацией и использование оперативных материалов Интерпола, создание межгосударственных следственно-оперативных групп, использование последних научных достижений, оказание профессионально-технической помощи и т.д. Кроме того, борьба с международной преступностью должна включать в себя и борьбу с ее причинами (криминальными рынками), без которой вся вышеуказанная деятельность может оказаться бесполезной тратой времени, ведь стимул получить хоть и нелегальный, но высокий заработок будет привлекать в международные преступные группы все новых и новых людей.