Актуальные направления по оптимизации системы административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг
Секция: Административное право; административный процесс
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные направления по оптимизации системы административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг
Аннотация. Рассматриваются актуальные направления по совершенствованию содержания и структуры административного регламента по предоставлению государственных и муниципальных услуг, обеспечивающие улучшение административного процесса в органах исполнительной власти. Проведен анализ действующего законодательства, требующего незамедлительного внесения изменений в документы органов исполнительной власти по административной регламентации.
Ключевые слова: административный регламент, государственная услуга, должностное лицо, жалоба, муниципальная услуга, оптимизация, электронное межведомственное взаимодействие.
Разработка административных регламентов как обязательных документов сегодня стоит на первом месте в органах местного самоуправления.
При этом данная работа часто выполняется с трудом в связи с отсутствием либо недостаточностью специалистов или отдела в структуре органа местного самоуправления, ответственного за решение данного вопроса либо вопрос решается несколькими ответственными лицами, причем каждым по-разному. Иногда принятие административного регламента приостанавливается до внесения изменения в положение о том или ином структурном подразделении или органе местного самоуправления.
Все это приводит к тому, что разработка административных регламентов в органах местного самоуправления становится проблематичной и затруднительной.
Самой большой проблемой является профессиональный уровень специалистов, осуществляющих подготовку проектов административных регламентов. Отсутствие у них навыков, опыта и знаний приводит к ошибкам при разработке документов административной регламентации [2].
Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требует от органов исполнительной власти принятия административных регламентов, без которых нелегитимно предоставление государственных и муниципальных услуг населению [10].
При разработке административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг следует помнить, что услуга отличается от функции, прежде всего заявительным характером начала административных процедур по её оказанию.
При разработке административных регламентов предоставления услуг следует максимально использовать имеющиеся муниципальные правовые акты и локальную регламентацию структурных подразделений местной администрации.
Насыщение административных регламентов всеми особенностями предоставления государственных услуг является неверным направлением их совершенствования, особенно учитывая на сегодняшний день процесс развития электронного оказания услуг и расширение межведомственного электронного взаимодействия.
Ранее исследователи Конин Н.Н. и Маторина Е.И. уже указывали на необходимость перехода регламентов за рамки административного акта и на значимость приобретения ими нормативных свойств тех источников законодательства, направления которых систематизируют данные административные регламенты [4].
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ административный регламент является основным инструментом, осуществляющим основные требования и гарантии обеспечения прав заявителей при предоставлении соответствующих услуг. Но при этом действующие положения административных регламентов не соответствуют динамичному развитию сферы государственных и муниципальных услуг в течении использования современных информационных технологий и систем межведомственного электронного взаимодействия.
Разработка, внедрение и практическое применение административных регламентов сыграли значительную роль в оптимизации деятельности органов власти и в развитии системы государственных и муниципальных услуг. Результаты реформирования показали, что именно через систему государственных и муниципальных услуг обеспечивается качество жизни населения.
Но тем самым, на практике не раз подтверждается, что административный регламент не является универсальным средством регулирования деятельности органов исполнительной власти в сфере государственных и муниципальных услуг, а также не может своевременно реагировать на постоянные изменения в законодательстве.
Дальнейшая оптимизация системы административных регламентов должна учитывать накопленный практический опыт по их разработке, утверждению и исполнению. Следовательно, решение названных проблем может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление должно быть ориентировано непосредственно на полную практическую реализацию всех возможностей, заложенных в регламентах. Второй метод совершенствования данной системы может быть направлен на устранение избыточных административных процедур и предоставление государственных и муниципальных услуг путем оптимизации их структуры. Данные направления могут существенно исключить недостатки и значительно сократить противоречия в законодательстве.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регламентировано право гражданина при получении государственных и муниципальных услуг на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, а также их должностных лиц. А судебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) субъектов, предоставляющих услуги, регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ [1].
Потенциальные возможности, заложенные в действующих административных регламентах, реализуются, к сожалению, в неполном объеме [5]. Права потребителей государственных и муниципальных услуг определены и гарантированы целым рядом самостоятельных законов. При этом на практике имеется ряд существенных ограничений, которые не позволяют потребителям услуг полностью реализовать свое право на административное (досудебное) обжалование решений или действий (бездействия) должностного лица.
Ежегодно граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц.
Анализ судебной практики показывает, что жалобы заявителей на решения и действия (бездействия) субъектов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам гражданского судопроизводства. Следовательно, установлен не административный, а судебный порядок защиты прав и свобод граждан.
Ранее, в утратившем силу Федеральном законе № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение государственного регистратора об отказе в регистрации прав на недвижимое имущество возможно было обжаловать только в судебном порядке [8]. Такое положение подтверждало то, что влияние административного регламента на данную сферу считалось незначительным.
В свою очередь, действующий закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 01 января 2017 года, решил эту проблему путем отказа от однозначных формулировок о порядке обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Росреестра и определения конкретного перечня причин, препятствующих государственной регистрации недвижимости и кадастровому учету [7].
Это пример того, что основными преимуществами административного порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, теперь являются простота его исполнения, возможность компетентного органа оперативно рассматривать жалобу и принять по ней решение, устранить нарушение.
К действию (бездействию) относится неисполнение органом государственной власти, либо его должностным лицом, многофункциональным центром либо его работником обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Сюда, например, относится нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги; отказ в приеме документов у заявителя; отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги; затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной законодательством; отказ органа (либо его должностного лица), многофункционального центра (либо его работника), предоставляющего государственную или муниципальную услугу, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений; нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, а также не рассмотрение жалобы заявителя уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, можно выделить два порядка признания решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти незаконными: административный (досудебный) и судебный.
Как показывает судебная практика, заявители активно пользуются своим правом обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу.
Жалобой на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги признается требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом (либо его должностным лицом), многофункциональным центром (либо его работником), предоставляющим государственную или муниципальную услугу, государственным или муниципальным служащим при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги [10].
Административный (досудебный) порядок разрешения спора направлен на его оперативное решение, предусматривает возможность устранения нарушения ещё в процессе предоставления государственной или муниципальной услуги. Процедура подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) органов и должностных лиц, нарушение срока предоставления государственных услуг, на отказ в предоставлении государственных услуг регулируется рядом нормативно-правовых актов (Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ; Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ; Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 840).
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников» введен единый порядок подачи и рассмотрения жалоб граждан, с установлением единых сроков их рассмотрения [6].
Как уже отмечалось выше, необходим учет всех изменений при разработке проектов новых нормативных актов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе в действующих административных регламентах.
Иначе говоря, требуется незамедлительное приведение в соответствие административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в части административного (досудебного) порядка решения спора согласно новым единым требованиям.
В частности, дополнить существующий перечень случаев, при которых получателем услуги может быть подана жалоба; дополнить перечень мест подачи жалобы, а также способов подачи жалобы в уполномоченный орган; внести сроки рассмотрения жалобы.
На наш взгляд, всё вышесказанное будет направлено на повышение доступности государственных и муниципальных услуг, снижение материальных и временных издержек граждан.