Статья:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Посашкова О.Ю., Завлина Ю.И., Аверьянова Н.А. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Посашкова Оксана Юрьевна
доцент, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Завлина Юлия Ивановна
доцент, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара
Аверьянова Наталья Александровна
старший преподаватель Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. Одаренность − высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достичь особых успехов в определенных областях деятельности. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения многих видов деятельности. От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и спортивной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

 

Ключевые слова: одаренность, дети, физическая культура.

 

Одаренность − высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достичь особых успехов в определенных областях деятельности [3].

Развитие одаренности личности основывается на основных принципах [1].

Как обучать одаренных детей …[3].

Стратегии обучения одаренных [2].

Одаренные дети – это особенность государства. Это дети, которых мы должны выявлять.

Тесты, проведенные среди населения, показывают, что самые нестандартное мышление у младших школьников и подростков. Дети не проявляют одаренность во всех сторонах собственной деятельности.

Развитие одаренности личности основывается на следующих принципах:

1. Принцип развития одаренности.

Этот принцип не вызывает ни у кого сомнения, поскольку одаренность в контексте понятие «человек» рассматривается как динамическое явление развивающееся в процессе жизни. Статика – это, то чем обладает человек в данный момент – в момент диагностического обследования. Динамика – характеристика в движении, которая показывает, в какую сторону и с какой быстротой развиваются способности человека, что позволяет прогнозировать ожидания от данного индивида. Движущей силой развития одаренности являются внутренние противоречия, которые дают о себе знать в процессе психического развития человека. Только синтез статики и динамики развития человека может дать истинный «портрет» одаренной личности.

2. Принцип потенциала личности.

Этот принцип напрямую указывает на перспективу будущего в развитии человека. Несмотря на то, что современная генетика все больше заставляет нас считаться с наследственной разнородностью, но вместе с тем сами же генетики утверждают о тесном взаимодействии механизмов наследственности и среды. Следовательно, от последней зависит не только проявление таланта, но и его развитие в той деятельности, к которой человек наиболее пригоден по своим возможностям и способностям. В подтверждение сказанному служат неоднократные курьезы в прогнозах: когда высокие показатели умственного развития в детском возрасте не гарантировали успешной карьеры и выдающих творческих достижений во взрослой жизни, и наоборот − дети с более скромными показателями попадали в число одаренных людей. Самое главное, данное положение позволяет реализовать важнейший принцип демократичного общества – раскрыть и развить индивидуальный потенциал каждого человека.

3. Принцип возрастного подхода.

Этот принцип предполагает изучение возрастного развития человека как непрерывного процесса самоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности и характеризуется проявлением новых психических новообразований и изменением личности.

4. Принцип взаимосвязи четырех ипостасей человека: как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

Здесь мы предполагаем изучение условий и факторов, позволяющих человеку на определенном отрезке его жизненного пути выйти на вершину в своем развитии как индивиду (отдельного человека, самостоятельно существующего физического организма, с присущими ему задатками); субъекту деятельности (степени соответствия его психических свойств требованиям выполняемых действий, результатов, которых он в состоянии подобного функционирования достичь); личности (системного качества человека как социальной сущности в ансамбле социальных отношений) и наконец, индивидуальности. Все эти свойства личности, соприкасаясь, проявляют ее одаренность.

5. Принцип объективных и субъективных факторов в развитии одаренности.

Для всестороннего развития личности необходим субъективный фактор:

  • интеллектуально – творческий потенциал как универсальный фактор для самореализации.

Объективные факторы:

  • микросреда, мезосреда, макросреда.

Таким образом, мы рассмотрели принципы, которые являются базовыми при исследовании такого сложного психического явления человека как одаренность и развитием свободной творческой личности, раскрытию ее талантов, познанием и осмыслением тайны бытия человека, его стремлений, возможностей, свершений.

2. Как обучать одаренных детей …

Обучение в современном обществе носит в основном теоретический характер. В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей. В условиях, когда за точку отсчета принимается содержание образования их ординарных сверстников, можно определить два основных подхода к решению этой проблемы: один базируется на изменении количественных, другой − качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся в первую очередь объем учебного материала и темпа обучения; к качественным − соотношение различных направлений моделирования образования, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический, творческий).

На основе изменения количественных параметров содержания образования выделяют две главные стратегии:

  1. Стратегия ускорения.
  2. Стратегия интенсификации.

Аналогично на основе изменения качественных характеристик традиционного содержания образования появились направления, именуемые термином «обогащение». Рассмотрим более подробно все эти стратегические линии.

Итак, «стратегия ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала. Данная программа должна предполагать методы опережающего проблемного обучения, способствующие глубокому усвоению учебного материала, развитию творческих способностей.

«Стратегия интенсификации» предполагает изменения не темпа усвоения, а увеличения объема, или повышение интенсивности обучения. Она в определенном смысле является альтернативной «стратегии ускорения». Ее сторонники считают, что одаренный ребенок способен на большее, надо увеличивать не срок обучения, а объем изучаемого. Она активно использовалась и используется в практике работы специальных школ (школ с углубленным изучением математики, иностранных языков и др.)

Однако такие подходы в полной мере не решают проблему обучения одаренных детей. Экспериментальная работа в этом направлении привела большинство исследователей к пониманию того, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь не просто иные количественные параметры, а качественно отличаться от содержания образования их ординарных сверстников.

В современной психологии прочно утвердилось следующее представление: одаренный ребенок не просто опережает сверстников по ряду параметров развития − это ребенок, качественно от них отличающийся…

Таким образом, для полноценного развития одаренного ребенка необходимо использование составляющих программ обучения – содержания, методы и условия развития:

Содержание – выстраивается вокруг глобальной темы.

Методы – обеспечивают функционирование мыслительного процесса высокого уровня (творческое, критическое и абстрактнологическое мышление), творческое обучение и самостоятельность в процессе приобретения знаний.

Условия – проблемность и диалогичность обучения.

С учетом этого, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренности ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решение его проблем.

А также, в процессе работы с одаренными детьми следует считаться с рядом проблем, возникающих у них в период адаптации. Известный американский педагог Лета Холлингуорт рекомендовала педагогам и родителям учитывать некоторые особенности одаренных детей:

* неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна. Нарушения в поведении детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

* Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются сверстники средних способностей.

* Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

* Погружение в философские проблемы. Одаренные дети часто задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, из-за чего им трудно становиться лидерами. Дж. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, отметил следующие факторы:

* стремление к совершенству /перфекционизм/. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, причем это свойство проявляется очень рано.

* Ощущение неудовлетворенности связано с характерным для одаренных ребят стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, отсюда и низкая самооценка.

  • Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть своих высоких целей, одаренные дети сильно переживают неудачи. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
  • Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они критически относятся не только к себе, но и к окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на всякого рода раздражители и стимулы.
  • Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном отношении. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми, предложенный Н. Буториной и В. Григорьевских.

Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов с учетом их склонностей и интересов.

3. Работа педагогов с детьми по специа­лизированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

Авторы данной статьи убеждены в том, что в каждом студенте обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. "Каждый ребенок самоценен", − утверждал Ф. М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе …

Остается одно пестовать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.

 

Список литературы:
1. Журнал "Образование и воспитание" №17 (2)–апрель 2018. – Изд-во "Молодой ученый". 
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Москва : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 2009. – 527 с.
3. Психология развития / Соот. общ. ред: авт. кол.-в сотр. кафедры психологии развития и дифф. псих. – Питер, 2017. – 512 с.