Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей 6-7 лет с нарушением зрения «Подводное путешествие»
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей 6-7 лет с нарушением зрения «Подводное путешествие»
В современных условиях потребность в развивающих мероприятиях для детей дошкольного возраста весьма актуальна. Возрастающая тенденция к появлению детей с разного рода отклонениями в развитии подталкивает педагогов к разработке более разнообразных форм взаимодействия с данной категорией детей. Многоплановость предлагаемых материалов и форм взаимодействия позволяют педагогам более эффективно выстраивать процесс взаимодействия с детьми и получать более качественный результат собственной работы, напрямую зависящий от успеха наблюдаемого ребенка [1].
В данной статье мы предлагаем вариант занятия, направленного на развитие зрительного восприятия и зрительных функций.
Задачи данного мероприятия:
· активизация прослеживающей функции глазо и зрительно-моторной координации,
· развитие зрительной памяти;
· формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности;
· развитие стимулирования и активизации зрительных функций детей,
· развитие ориентировки на микроплоскости (карты схемы).
Образовательными задачами будут выступать следующие:
· расширение представлений детей о разнообразии подводного мира;
· укрепление познавательных отношений через развитие целостного восприятия окружающего мира;
· активизация словаря детей.
Воспитательные задачи:
· воспитание у детей доброжелательности и взаимовыручки;
· воспитание интереса к участию в совместных развивающих играх,
· воспитание навыков самоконтроля.
Необходимый материал для проведения занятия: мультимедийный проектор, экран; слайды с изображениями по следующей тематике: батискаф, подводная лодка, морские рыбы (морской конёк, морская черепаха, кит, краб, рыба ёж, медуза, осьминог, акула); сундучок, ракушки, письмо, картинка «Рыбка» (колумбово яйцо).
Для проведения также нам понадобится электронная зрительная гимнастика. В качестве раздаточного материала мы будем использовать: карточки задания (контур рыб и чешуя, раскраски «Рыбки», силуэтные и цветные изображения морских обитателей; удочка и рыбки; схема-карта по ориентировке в пространстве и рыбки разного цвета); карандаши синего и красного цвета, наборы «Колумбово яйцо», стаканы с лазурной водой, трубочки.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка-сундучок. Давайте посмотрим, что же нам прислали? (дети рассматривают содержимое посылки). Какие красивые ракушки.
А как вы думаете, кто же их прислал? (варианты ответов детей). А вот и письмо для нас.
«Дорогие ребята! Пишут вам обитатели моря. Заколдовала нас злая колдунья Урсула, и не хочет расколдовывать, пока вы не выполните её задания. Пожалуйста, помогите нам»!
– Ребята, вы хотите увидеть, какие морские обитатели живут в море? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на помощь морским обитателям. Давайте закроем глаза, а потом, когда откроем, то окажемся на берегу моря (Слайд - море).
– Вот мы и у моря. Какой здесь чистый воздух. Давайте вдохнем поглубже.
Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно?
(Слайд - подводная лодка).
– Я предлагаю это сделать на батискафе (Слайд–батискаф).
Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Вот он нас ждёт на морских волнах. Проходите. Занимайте свои места. А чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам подуть в стакан с водой через трубочку [4].
– Батискаф готов к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Вы готовы расколдовать рыбок?
– А вот и первая ракушка-задание. «Чешуя для рыбок»
Смотрите, в этих сетях запутались рыбки. Когда они пытались распутаться – потеряли чешую. А когда рыбы теряют чешую – то они ощущают ожог. Если им не помочь – они могут погибнуть. Поможем, ребята? (индивидуальная работа с раздаточным материалом). Выложите им чешуи от самого тёмного к самому светлому, только не выходите за контур, выкладывайте слева направо, от головы к хвостику.
Рисунок 1. Задание 1
– Молодцы! Вы справились с заданием!
– А вот и вторая ракушка-задание. «Направление рыбок»
Посмотрите, рыбки перемешались и не могут плыть в правильном направлении, поможем им? У вас есть карты-подсказки, расположите рыбок так же, как и стрелки направления.
– Хорошо, и с этим заданием мы справились!
Вот и третья ракушка - задание. «Найди по тени». Соедините линиями цветное и силуэтное изображение рыб.
Рисунок 2. Задание 2
– Ребята, а вы почувствовали, что стало холоднее? Это мы на батискафе опускаемся всё ниже и ниже ко дну морскому. Здесь и темнее, и прохладнее. Вот наши рыбки и не могут доплыть друг к другу, давайте поможем им.
4. «Проведи линии»
Рисунок 3. Задание 3
Физкультминутка.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело гулять.
(Соединяют ладошки вместе и плывут как «рыбки»)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить указательным пальцем)
Мы хотим тебя поймать.
(Хлопки руками перед собой)
Рыбка спинку изогнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Крошку хлебную взяла.
(Показать хватательные движения ртом)
Рыбка хвостиком махнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Очень быстро уплыла [4].
(Соединяют ладошки вместе и плывут как «рыбки»)
– А вы умеете ловить рыбок? (таз с водой, рыбки, и удочка) «Поймай рыбку». Давайте посчитаем кто, сколько поймал рыбок. - Вот следующая ракушка-задание «Рыбка».
(Слайд – «Колумбово яйцо» - рыбка). Вам необходимо выложить из фигур «Рыбку».
Молодцы, у вас получилось!
«Кто куда плывет?»
Рисунок 4. Задание 4
– Каков наш дальнейший путь? Задание для вас такое, вам необходимо раскрасить рыбок, плывущих вправо - синим цветом, влево - красным цветом. Повторите.
– Вы молодцы, очень постарались! А теперь последнее задание!
Это загадки. Отгадаете загадку, на экране появится морской обитатель, которого заколдовала злая колдунья. Готовы?
Загадки и отгадки на экране (после правильного ответа отгадка появляется на экране (Слайд с отгадками).
1. Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
2. Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик — ... (рыба-еж)
3. Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)
4. Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)
5. И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме … (черепаха)
6. Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо.
Как зовут её? (медуза)
7. На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -Прыгает морской… (конёк)
8. Через океан плывет великан,
И выпускает он фонтан. (Кит)
– Вот ребята, мы и расколдовали морских обитателей. Вы справились со всеми заданиями. А в подарок морские обитатели приготовили вам сюрприз [4].
Зрительная гимнастика.
(Электронная зрительная гимнастика для снятия зрительного напряжения.)
3. Заключительная часть:
– Наше путешествие подошло к концу, пора нам всплывать на поверхность.
Давайте закроем глаза ладошками, досчитаем до десяти и окажемся на поверхности моря. (Слайд – берег моря).
– Ну что вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы, со всеми заданиями справились. А какое задание было для вас сложным? Какое интересным? Хотели бы ещё попутешествовать на батискафе?
В ходе применения данного мероприятия на практике в условиях дошкольного учреждения подтверждено предположение о том, что дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством развития зрительного восприятия при соблюдении определенных условий: системности проведения данного вида работы; учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения; поэтапности обучения; учёта зрительных возможностей детей с нарушениями зрения; подбора специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия; учёт зрительных нагрузок. Подобного рода мероприятия вводимые в практику работы дошкольного образовательного учреждения выстраиваются во взаимосвязи с обучением и воспитанием. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует качественному развитию различных сторон познавательной деятельности и качеств личности дошкольников. Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира. Данный комплекс можно рекомендовать использовать в системе коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста.