Событийная среда вуза как ресурсный потенциал формирования гражданской позиции студентов
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Событийная среда вуза как ресурсный потенциал формирования гражданской позиции студентов
EVENTFUL ENVIRONMENT OF INSTITUTION OF HIGHER LEARNING AS RESOURCE POTENTIAL OF FORMING OF CIVIL POSITION OF STUDENTS
Olga Glushchenko
Graduate student of the Adyghe state University, Russia, Maykop
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию сущности событийной среды как ресурса формирования гражданской позиции обучающихся вуза. В исследовании на основе анализа трудов по данной проблеме уточняются ключевые категории темы, общие принципы актуализации содержания событийной среды вуза в процессе освоения обучающимися ценностей и смыслов гражданско-правовой направленности.
Abstract. The article is sanctified to the theoretical ground of essence of eventful environment as a resource of forming of civil position student institution of higher learning. In the article on the basis of analysis of researches on this issue the key categories of theme are specified, general principles of actualization of maintenance of eventful environment of institution of higher learning in the process of mastering student values, senses of civil and legal orientation.
Ключевые слова: событийная среда вуза; событийный подход; гражданская позиция; гражданское образование; среда; образовательная среда; образовательное пространство.
Keywords: событийная среда вуза; событийный подход; гражданская позиция; гражданское образование; среда; образовательная среда; образовательное пространство.
Актуальность проблемы формирования гражданской позиции обучающейся молодежи связана с реализацией приоритетного направления государственной политики в области воспитания гражданина страны.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гражданское воспитание является одним из основных направлений развития воспитания и включает «создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества» [1].
Анализ образовательной практики современного вуза (С.И. Вострокнутов, В.С. Кагерманьян, Г.М. Пивоварова, Ю.П. Сентюрин и др.) свидетельствует о необходимости создания педагогических условий для проявления гражданственности студентами через включение их в качестве субъектов в воспитательное пространство вуза.
Студенческий возраст является периодом активного социального взросления личности, приобретения опыта социально-гражданской деятельности наряду с освоением профессиональных компетенции.
В советской педагогике был накоплен исследовательский опыт по формированию гражданственности обучающейся молодежи. Об этом работы Г.Д. Аверьяновой, Н.И. Болдырева, Б.3. Вульфова, В.А. Сухомлинского, А.М. Шаленова, Д.С. Яковлевой и др.).
Проблему гражданского воспитания обучающейся молодежи в современных условиях рассматривают И.А. Аманбаева, А.С. Гаязов, Н.А. Савотина; проблеме формирования гражданственности студентов вуза посвящены теоретико-аналитические работы С.В. Анохина, Л.В. Ругловой, Е.Н. Титовой и др.
Вместе с тем анализ исследований и существующей практики воспитания в вузе обнаруживает противоречие между необходимостью прикладного использования событий как ресурсного потенциала воспитательной среды, обеспечивающих становление субъектной сущности обучающегося в процессе формирования гражданской позиции в образовательной практике университета и отсутствием концептуально обоснованных, экспериментально проверенных проектов.
Гражданское воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие субъектов социального пространства в сфере их совместного бытия (события). Результатом является взаимообогащение, со-развитие. Д.И. Фельдштейн [2, С. 14] в своем докладе РАО России говорил о низкой социальной активности обучающихся: «снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, при этом возрос эмоциональный дискомфорт» [2, С. 7].
Событийная среда стала непременным атрибутом гуманистического образования на всех уровнях российской образовательной системы, подразумевая придание новых функции образовательной среде. Событийная среда вуза превращает образовательное пространство в обогащенное новыми смыслами, возможностями и функциями пространство, что, в свою очередь, приводит к насыщению пространственных ниш – информационной, предметной, субъектной – соответствующим содержанием: знаниями, смыслами, ценностями, нравственными, культурными нормами.
Событийная среда включает события, попадающие в поле восприятия обучающегося, обсуждаемые, резонансные, вызывающие оценки среди студенчества. Событийная среда вуза создается системой событий, которые организуются и проводятся в процессе воспитания и образования.
Система воспитательных событий, реализуемых в вузе, обеспечивает возможности формирования гражданской позиции обучающейся молодежи на основе интеграции теоретико-методологических, педагогических знаний и опыта их реализации в соответствующей воспитательной деятельности.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова «позиция (лат. posito - положение) определяется как «многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей» [3].
Безусловно, социальное становление личности обучающегося сопровождается развитием его активной позиции, которая проявляется в инициативности, в стремлении к лидерству. Одним из видов активности личности в организации при осуществлении социальной деятельности является гражданская активность, на основании которой человек осуществляет моральный выбор.
Концепт «гражданская позиция» представляет собой сложный конструкт, имеющий интегративную сущность, связанную с характеристикой субъекта социального пространства. В этой связи данная категория представляется междисциплинарной, она изучается в ряде рефлексивных наук. На философском уровне понятие «гражданская позиция» подразумевает раскрытие её с точки зрения ценностно-смыслового содержания.
В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны [4].
В педагогике связывают понятие - «гражданская позиция» – с категорией «ответственность» (Т.В. Абрамян, Г.Я. Гревцева) [5, 6]. Гражданская позиция - «представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности, которая проявляется при сложении таких понятий как понятии, как знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [5, 6].
Выполнение функции формирования гражданской позиции обучающихся вуза возможно при актуализации и педагогическом сопровождении событийной жизни вуза как ресурса формирования гражданской позиции личности обучающегося. Содержание педагогической деятельности включает создание следующих педагогических условий:
1. Освоение гражданско-правовых знаний, ценностей, норм через события разной воспитательной направленности происходит на основе их рефлексии, деятельного участия студента вуза на этапах подготовки и реализации события.
2. В процессе включенности обучающегося в событийную среду вуза фиксируется личностный и деятельностный прирост, так как студент получает субъективный опыт и опыт субъектности, наряду с приобретением рефлексивного опыта самоопределения и управления ресурсами. Причём рефлексия направлена на выявление собственных интересов и недостатков, определение способа эффективного действия в ситуации неопределенности. В целом, воспитание и образование имеют смысл, если они наполнены настоящими событиями.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы показывает, что организованная событийная среда вуза должна, прежде всего, содействовать освоению обучающимися ценностей культуры на основе их включенности в проектирование и проведение ярких событий гражданской, правовой, патриотической направленности, обеспечивающих осмысление ситуации, ставящих обучающихся перед нравственной дилеммой, выбором, с развитием способности саморефлексии.
Многомерная образовательная среда вуза является открытой, иерархичной, динамично равновесной системой, что позволяет объяснять природу процессов, происходящих в ней в русле синергетической парадигмы. Образовательная среда вуза представлена различными пространствами (информационным, событийным, предметным, субъектным, ценностным), существует в режиме организации и самоорганизации, интеграции и актуализации усилий субъектов вузовской среды.
Если рассматривать событие терминологией синергетической науки как момент бифуркации в жизни его участников, то традиционные мероприятия, которые реализуются в рамках воспитательной образовательной деятельности, напоминают моменты флуктуации. Таким образом, каждому событию предшествует ситуация (мероприятие), которая потенциально событийна, но поскольку событийность – не всегда жестко детерминирована, а имеет вероятностный характер, то «можно сказать, что каждое событие вырастает из образовательной ситуации, но не каждая ситуация превращается в образовательное событие» [7]. Из этого следует, что «условия для превращения образовательной ситуации в образовательное событие сочетают как специально подготовленные меры, так и элементы непредсказуемости и случайности» [7].
Событийная среда вуза может стать воспитательным ресурсом для формирования гражданской позиции обучающихся вуза, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- проектирование и организация системы событий, транслирующих в образовательное пространство обучающихся вуза гражданские, правовые, нравственные, социальные знания, ценности, нормы с принципами регламентации государственными документами, этическими нормами, принятыми в обществе;
- реализация системы событий, направленных на различные стороны воспитания через включение обучающихся в систему деятельности: спортивную, гражданско-патриотическую, политическую, волонтерскую, художественно-творческую, культурно-досуговую.