Статья:

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Баранова З.В., Архарова Л.И. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Баранова Зинаида Викторовна
магистрант, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, РФ, г. Рязань
Архарова Людмила Ивановна
канд. пед. наук, доцент Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

С момента появления человека на свет, он всегда окружен людьми. Сначала это родные люди, потом детский сад, школа, институт, коллеги, друзья, знакомые и вовсе чужие люди. Отделить человека от общества невозможно, так как мы в нем живем и им являемся.

Все действия человека: поступки, стиль общения, взаимо­отношения, зависят от нашего поведения. Именно в нем раскрывается личность, характер, темперамент, взгляды и желания. Все эти харак­теристики зависят от воспитания, от нравственной культуры человека.

Под культурой общения рассматривается правильная, выразитель­ная и точно построенная речь. Но еще не менее важно это умение понимать чужую речь. Речь в жизни человека выполняет много функций. Общаясь, люди обмениваются информацией, поддерживают контакты и многое другое. Умение правильно общаться является главенствующим условием для нормальной адаптации в обществе. Поэтому в настоящее время актуально рассматривается вопрос о проблеме формирования культуры общения детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в это время у детей развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется культура общения, нравственные рамки в поведении.

Существует много приемов в воспитании культуры общения дошкольников. Один из действенных это метод проектной деятель­ности, который заключается в понимании роли каждого ребенка в условиях воспитания в детских учреждениях. Этот метод помогает детям развивать творческие способности, коммуникативные умения, развивает у детей навыки синтеза, полученных знаний, путем экспериментов, что позволяет более успешно адаптироваться ребенку к школьному обучению.

Под проектной деятельностью Н.Е. Веракса понимает сложный процесс, который выстроен организованно. Этот процесс включает изменения всего учебного и воспитательного процесса в детском саду, а не просто некоторые изменения в занятиях, применяемых методик. Проектная деятельность подразумевает под собой активность ребенка, которая проявляется в детских учреждениях логически построенным процессом. Именно поэтому этот процесс отличается от стандартной программы (сетки занятий) в дошкольном учреждении.

А вот А.О. Кравцов проектную деятельность определяет, как профессиональную деятельность воспитателя, которая включает в себя создание процессов развивающих личность. Создание определенных ситуаций в учебнообразовательной среде, где дети смогли бы раскрыть свой внутренний мир. Чтобы у детей был свободный выбор своих действий для достижения успеха.

Л. Свирская считает, что проектную деятельность можно предста­вить в виде отрезка времени, выполняя познавательную и творческую работу взрослыми и детьми вместе, а не выполнение стандартных занятий по программе, в которых игры и упражнения связаны по теме.

Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова рассматривают метод проектов как общую работу педагога и детей по определенной теме имеющую значение в жизненных ситуациях. По рекомендациям Е.С. Евдокимовой для построения модели проекта алгоритмы действий формируются с учетом возрастных особенностей ребенка. При этом необходимо учитывать, что построение модели в практике охватывает несколько этапов.

В первом этапе участвуют дети дошкольного возраста от 3,5 до 5 лет. На этом этапе проектная деятельность формируется по принципу подражания. Главная роль принадлежит взрослому.

Во втором этапе участвуют дети в возрасте от 5 до 6 лет. На данном этапе проектная деятельность выступает на развивающемся уровне. Взрослый активно включает в работу идеи детей. У ребенка в процессе накапливается социальный опыт (опыт общения между собой, с взрослыми, переживания, формируется самоконтроль). На данном этапе происходит развитие проектной деятельности:

  • выбирают проблему;
  • ставят цель;
  • сами определят проблему;
  • находят пути разрешения для получения результатов.

Действия взрослого и ребенка происходят пошагово:

  1. Учитывая трудности детей, выделяют проблему (или ребенок, или взрослый);
  2. Определяют цель проекта для достижения результатов совместно (взрослый и ребенок);
  3. Определяют средства реализации, обсуждаются действия детей при минимальной помощи взрослого;
  4. Дети выполняют действия практически самостоятельно, помощь взрослого дифференцировано;
  5. Совместное оценивание работы (действия всех по отдельности, обсуждения успеха или неудач);
  6. Вместе планируют действия для развития проекта.

На третьем этапе участвуют дети в возрасте 6 – 7 лет (старшие дошкольники). У детей здесь начинается творческий уровень. Взрослый ставит цель, чтобы создать все необходимые условия для самостоя­тельной творческой деятельности дошкольников. При формировании разных сторон личности ребенка на этом этапе наблюдается большой интерес к творческой деятельности. Для этой сложной задачи существуют специальные игры и упражнения.

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты с целью полу­чение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Данный метод проектов в детском саду выполняет главную роль для ребенка – дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуника­тивные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана - схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план - схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

При организации совместной проектной деятельности детей и родителей необходимо учитывать три правила:

1 - информированность: родители должны знать о содержа­тельных аспектах семейных проектов, поэтому им нужна информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о способе презентации проекта.

2 - добровольность и возможность выбора: родителям заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование желающих участвовать в работе над проектом.

3 - чувство успешности: и родители, и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проектной деятельности должно поддерживается и поощряться.

Проект культуры общения у детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре блока:

  • неречевые средства общения;
  • страна вежливых слов;
  • культура и мы;
  • общение в дружбе.

В первом блоке работа с детьми идет над осмысленным прояв­лением своих чувств и чужих. Дети встречаются впервые с разными эмоциями и учатся культурно их проявлять.

Здесь активно используются занятия; подвижные игры, дидакти­ческие игры; чтение стихотворений; рисование различных масок с выражением эмоций, озвучивание героев стихотворения и сказок с различной интонацией.

Второй блок направлен на ознакомление норм, установленных культурой, речевых связей, использовавших в различных ситуациях. Здесь проводят занятия, составляют словарь вежливых слов; анализи­руют разные жизненных ситуации; наклеивают вежливые слова на специальное отведенное место для картинок, в зависимости от ситуации в утреннее и вечернее время; чтение сказок; заучивание и инсцениро­вание стихотворений, анализ пословиц и поговорок.

Третий блок направлен на воспитание у дошкольников культурного общения и хорошего поведения в общественных местах, более расширяется и чаще употребляется речевой этикет. Здесь объясняются поговорки; анализируют стихи; часто используются сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.

Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответ­ственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Таким образом, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, имеет форму интегрированного обучения. Ее основная цель заклю­чается в развитии свободной творческой личности, которое определяется задачами развития деятельности детей. Поэтому нужно чаще применять проектную деятельность в воспитательно-образовательной работе в дошкольных учреждениях.

 

Список литературы:
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: Автореферат дисс. ... кандид. пед. наук. - Волгоград, 2001. - 15 с.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 208 с.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
4. Иванова Т.А. Проектная деятельность участников образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Т.А. Иванова // Белгородский сборник конференции Наука и образование в жизни современного общества. – 2013. - С.71-73.
5. Кравцова И.Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста / И.Б. Кравцова [Текст] / И.Б. Кравцова // Дополнительное образование и воспитание. - 2010.- № 11. - С. 16-18.
6. Циценко В.С., Красноперова Т.Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.