Статья:

Структура и состояние государственного долга России в настоящее время

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Потапкина Ю.С., Беляева Е.И. Структура и состояние государственного долга России в настоящее время // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 25-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура и состояние государственного долга России в настоящее время

Потапкина Юлия Сергеевна
студент, среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел
Беляева Елена Игоревна
студент, среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел

 

The structure and state of Russia's public debt at present

 

Elena Belyaeva

student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Orel

Yuliya Potapkina

student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Orel

 

Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния государственного долга Российской Федерации. Отражена динамика и структура внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации. Рассмотрены основные направления долговой политики РФ на 2015-2019 гг.

Abstract. The article presents an analysis of the current state of public debt of the Russian Federation. The dynamics and structure of the internal and external public debt of the Russian Federation are reflected. The main directions of the debt policy of the Russian Federation for 2015-2019 are considered.

 

Ключевые слова: государственный долг, финансовый рынок, государственные долговые обязательства.

Keywords: public debt, financial market, government deb.

 

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в современном мире, в существенной мере осложнила процессы в сфере внешней торговли государства, а также выполнения консолидированного бюджета Российской Федерацией.

Государственный долг РФ на современном этапе развития играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны. В зависимости от объемов долга, а также методов управления им, будет зависеть долгосрочная экономическая политика государства.

Целью данного исследования является анализ состояния государственного долга РФ в настоящее время.

Задачи работы:

- проведение анализа современного состояния государственного долга в РФ;

- выявление причин возникновения государственного долга.

Методы исследования-теоретические и практические, а именно, соответственно: синтез и анализ, сравнение и описание.

На данный момент в России наблюдается наличие как внешнего, так и внутреннего долга. Для более наглядного анализа состояния финансовой независимости нашей страны стоит рассмотреть состав и структуру государственного внешнего и внутреннего долга.

Для начала рассмотрим динамику внутреннего государственного долга, которая представлена в рисунке 1.

 

Рисунок 1.  Динамика внутреннего долга РФ (млрд. руб.)

 

По состоянию на 1 июня 2019 года внутренний долг РФ оценивается Минфином в 9, 9 трлн.  руб. С 2015 года она увеличилась на 35,5%. Основным фактором, обуславливающим интенсивный рост внутреннего долга, является повышение интенсивности выпуска ОФЗ с фиксированной доходностью.  

Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг, %

 

Рисунок 2. Структура внутреннего государственного долга по видам ГЦБ (%)

 

По состоянию на 1 марта 2019 года в структуре внутреннего государственного долга, который выражен в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых, в свою очередь, указана в рублях, доля ОФЗ-ПД составляла 64,2 %, ОФЗ-АД – 4,9%, ГСО-ППС –2,9%. [1]

Ниже рассмотрим динамику внешнего государственного долга РФ с 2016 по 01.05.2019 года. (рис.3).

 

Рисунок 3.  Динамика внешнего долга РФ (млн. долл. США)

 

Согласно данным Минфин в период с 2016 по начало 2018 г. государственный внешний долг снизился с 51,2 млрд долл. США. до 49,2 млрд. долл. США. Однако к 2019 году он увеличился и составляет на 1.05.2019г. 51146 млн долл. США. Задолженность выросла из-за приобретения иностранными инвесторами суверенных долговых ценных бумаг, которые были номинированы в рублях, а также из-за привлечения долгового финансирования от зарубежных компаний, которые связаны с российскими структурами.

Таблица.

Таблица . Структура внешнего государственного долга РФ по состоянию на 01.01.2019г. [5].

Категории долгов

 Млн. долл. США

Доли во внешнем долге, %

Внешний госдолг РФ (в т.ч. обязательства бывшего  Советского Союза, принятые Российской Федерацией)

49 157

-

Задолженности перед двусторонними официальными кредиторами (не участниками Парижского клуба)

489,4

1

Задолженности перед многосторонними офиц. кредиторами

508,7

1,03

Задолженность по облигационным внешним займам

36 568

74,39

Задолженности по ОВГВЗ

2,7

0,005

Прочие задолженности

20,3

0,041

Государственные гарантии РФ в зарубежной валюте

11567,4

23,53

 

Из 49,1 млрд. долл. США 11,5 млрд (23,53%) приходится на государственные гарантии в зарубежной валюте. Наибольший удельный вес в данной структуре занимает задолженность по внешним облигационным займам (74,39%), а наименьший - по ОВГВЗ.

При анализе размера и динамики внешнего долга ключевым является вопрос его устойчивости, так как непомерный внешний долг и/или значительные расходы на его обслуживание не раз становились причиной кризисов как в развитых, так и в развивающихся странах. Российский внешний долг можно считать вполне устойчивым и не вызывающим опасений. Стоит отметить, что 8 августа 2017 года Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР.

При этом важно обратить внимание, что привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста страны.

Возникновение и рост государственного долга Российской Федерации обусловлено рядом причин:

  • увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов;
  • сокращение налогов с целью стимулирования экономики;
  • фискальная политика, направленная на уменьшение налогового бремени без соответственного сокращения гос. расходов;
  • увеличение государственных расходов без соответствующего роста источников их формирования;

В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, а эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов управления. Проблема обслуживания госдолга является важной проблемой нашей страны и находится в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. Следует учитывать и попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию. В связи с этим грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2011. - № 52. – Ст. 6450. 
2. Ершов, М.В. О российской долговой политике в современных условиях [Текст] / М.В. Ершов, В.Ю. Татузов, А.С. Танасова // Деньги и кредит. - 2017. - N 6. - С.36-41. 
3. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. 2018. № 5 - С. 271-274
4. Официальный сайт Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126630
5. Официальный сайт ФГС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

[1] https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/duty/