Современное восприятие категории «управление качеством» в сфере российского судоремонта
Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Стандартизация и управление качеством продукции
XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современное восприятие категории «управление качеством» в сфере российского судоремонта
Modern perception of the category "quality management" in the field of Russian ship repairing.
Yuriy Shulgin
doctor of medical sciences, professor, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
Yegor Popov
graduate student, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
Аннотация. Стремительный рост конкуренции на глобальном рынке промышленности побуждает российские предприятия к поиску путей повышения эффективности и результативности собственной деятельности. В этой связи рассмотрение категории «управление качеством» имеет решающее значение. Аналитическая работа автора направлена на рассмотрение основ развития процесса менеджмента качества как многоуровневой деятельности, что создает предпосылки возможного воздействия на характеристики продукта на протяжении всего продуктового цикла, а также формирования наиболее результативного подхода к управлению качеством.
Abstract. The rapid competition growth in the global industrial market encourages Russian companies to find ways of their own activities efficiency improving. So, consideration of the category "quality management" is crucial. The author’s analytic work is based on considering the foundations of the quality management process (as a multi-level activity) development. This work creates the prerequisites of the possible impact on product characteristics throughout the product cycle, as well as the formation of the most effective quality management approach.
Ключевые слова: управление качеством, судоремонт, повышение конкурентоспособности, менеджмент качества.
Keywords: ship repairing, competitiveness increasing, quality management.
В условиях стремительного нарастания факторов неустойчивости рыночных позиций возникает необходимость развития принципов и методов повышения эффективности производства продукции, проведения работ, оказания услуг. В этой связи большую роль играет исследование категории «управление качеством», напрямую связанной с эффективностью и результативностью проведения работ в области ремонта (в частности, судового). С целью уточнения данной категории были рассмотрены различные источники, связанные с ее трактованием.
Аналогичным термином, широко распространенным в официальных документах и работах современных авторов, является «менеджмент качества». Значения данных терминов идентичны.
К. Исикава, один из классиков в области управления качеством, определяет «качество» как свойство, способное реально удовлетворить потребителей [2; 5]. Это определение никак не привязано к техническим характеристикам и говорит о том, что «качественный» товар от «некачественного» способен отличить только потребитель, основываясь на собственных предпочтениях.
Академик Международной академии качества США Д. Джуран рассматривает «качество» как «пригодность для использования с точки зрения дизайна, соответствия, доступности, безопасности и использования на местах» [6]. Такая точка зрения ориентирована на измеримые показатели и позволяет пользоваться более точными инструментами в управлении качеством, то есть категория «качество» переходит из абстрактных значений в величины, поддающиеся наблюдению, статистической оценке и управлению.
Наиболее полно «управление качеством» освещает стандарт ГОСТ Р ИСО 9000, который устанавливает, что система управления качеством «включает в себя деятельность, посредством которой организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов, управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для создания ценности и производства продукции для соответствующих заинтересованных сторон, позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов с учетом краткосрочных и долгосрочных последствий принимаемых решений, обеспечивает средства определения действий для принятия мер в отношении ожидаемых и незапланированных ситуаций при поставке продуктов и услуг» [3].
ГОСТ Р ИСО 9001 трактует применение системы менеджмента качества как «стратегическое решение, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие» [4].
Таким образом, «управление качеством» представляется в виде деятельности, инициированной руководством компании, определенной во времени, согласованной с целью организации, планируемой исходя из подкрепленных определенной потребностью инициатив и направленной на формирование устойчивого развития и достижении максимального удовлетворения потребителя. Под качеством понимается «степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям» [4].
Говоря о «качестве» в отношении продуктов и услуг, производимых организацией, на основании ГОСТ Р ИСО 9000 его сущность можно определить как способность удовлетворять потребителей, а также ожидаемо или непредсказуемо влиять на другие заинтересованные стороны. «Качество продуктов и услуг включает в себя не только заложенные в них функции и параметры, но также восприятие их ценности и пользы потребителем» [3].
Говоря о категории «управление качеством» в отношении результата деятельности компаний, осуществляющих разработку, производство, поставку, ремонт и утилизацию оборонной продукции, имеет место рассмотрение требований и положений ГОСТ РВ 0015-02-2012, не содержащего требований к продукции, но использующегося для создания систем менеджмента качества, направленных на выполнение требований военного заказа. Наличие системы менеджмента качества, соответствующей ГОСТ РВ 0015-002-2012 дает возможность участвовать в реализации военного заказа [1].
Исходя из требований к системе менеджмента качества, установленных в рассматриваемом стандарте, качество понимается как выполнение требований технического задания и условий договоров при соблюдении требований нормативных документов, регламентирующих выполнение вида работ, предусмотренных договором, и выполнении мероприятий по обеспечению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, а также снижении производственных расходов и выполнении мероприятий по защите государственной тайны (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
ГОСТ РВ 0015-02-2012 устанавливает требование к созданию «стабильного уровня качества выпускаемой военной продукции и технологических процессов ее изготовления» в том числе и путем формирования политики в области качества, предусматривающей «повышение результативности мероприятий по обеспечению качества военной продукции на стадиях ее жизненного цикла и предупреждение отклонений от заданных требований» [1].
В этом случае «качество» может быть определено как соответствие требованиям договора, а «управление качеством» как деятельность по обеспечению выполнения требований, установленных договором и определенных техническим заданием к договору. Возникает смещение ориентации не на конечного пользователя судоремонтных работ, а на заказчика, что значительно сужает круг потребительских предпочтений и снижает количество факторов, которые организации-производителю следует учитывать для конкурентоспособного функционирования на рынке судоремонта России. Важно учитывать, что установившиеся российские предпочтения, выраженные в производимой продукции для военно-морского флота России и производимых судоремонтных работах российскими компаниями, могут не совпадать с предпочтениями зарубежных компаний – потенциальных клиентов в случае стратегии выхода на рынки зарубежья, что создает предпосылки дуализма в восприятии «качества» в случае ориентации организации лишь на требования ГОСТ РВ 0015-02-2012.
Вне зависимости от отрасли особое значение в исследовании «управления качеством» имеют установленные принципы. В настоящее время эти принципы определены в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества – Основные положения и словарь»; к ним относятся: ориентация на потребителя, лидерство, взаимодействие работников, процессный подход, улучшение, принятие решений, основанное на свидетельствах, менеджмент взаимоотношений [3].
Комплекс данных принципов определяет системность управления качеством, демонстрирует основные направления для воздействий с целью повышения качества внутри организации. Также данные принципы позволяют представить процесс менеджмента качества как многоуровневую деятельность, что дает возможность воздействовать на характеристики продукта на протяжении всего продуктового цикла, формируя наиболее результативный подход к управлению качеством.