Статья:

Анализ территориального управления экономикой. Доходы и расходы бюджета г. Санкт-Петербурга

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Приемко Т.А. Анализ территориального управления экономикой. Доходы и расходы бюджета г. Санкт-Петербурга // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ территориального управления экономикой. Доходы и расходы бюджета г. Санкт-Петербурга

Приемко Татьяна Андреевна
магистрант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, РФ, г. Санкт-Петербург

 

ANALYSIS OF TERRITORIAL MANAGEMENT OF THE ECONOMY. REVENUES AND EXPENDITURES OF THE BUDGET OF ST. PETERSBURG

 

Tatiana Priemko

Graduate student of North-West Institute of management of RANEPA, Russia, St. Petersburg.

 

Аннотация. В статье анализируется важность управления экономикой региона через управление расходов и доходов бюджета региона. На примере г. Санкт-Петербург показано, что чаще всего доходовая часть состоит в основном из налоговых и неналоговых поступлений, а часть расходов бюджета составляют статьи на образование, здравоохранение и социальную политику.

Abstract. The article analyzes the importance of managing the economy of the region through the management of expenditures and revenues of the regional budget. On the example of St. Petersburg it is shown that most often the chassis consists mainly of tax and non-tax revenues, and part of the budget expenditures are articles on education, health and social policy.

 

Ключевые слова: территориальное управление; бюджет; расходы; доходы; валовый региональный продукт; распределение средств.

Keywords: territorial administration; budget; expenses; revenues; gross regional product; distribution of funds.

 

Территориальная система управления экономикой это в более простом определении пространственная форма общей управленческой системы и совокупность действий по управлению социальными и экономическими процессами, которые протекают в пределах конкретного региона.

Особое внимание стоит уделять территориальной системе управления как «успешным» регионам, чтобы выявить факторы эффективного управления, так и «менее успешным» регионам, чтобы найти недостатки существующей системы и сделать ее лучше с помощью существующих с других регионах практиках.

В данной статье для анализа была взята система территориального управления в г. Санкт-Петербург, как одного из самых важных экономических центров России. Об этом свидетельствуют множество показателей. Например, Валовой региональный продукт (ВРП) города в 2015 году, по данным представленным Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга,  вышел 2,138 трлн рублей . Рост данного показателя очевиден и хорошо проявляется в сравнении  - в 2014 году  ВРП составлял 2,072 трлн руб.. В основном большие доли ВРП составляют следующие экономические деятельности [1, с. 13 ]:  промышленность в сфере обработки (24,1 %),  оптовая и розничная торговля (18,7 %),  различные операции с недвижимым имуществом (18,2 %),  транспорт и связь (9,9 %), строительство (7,8 %).

Эффективность территориального управления региональной экономикой является правильное, эффективное соотношение и управление доходами и расходами средств бюджета.

В первую очередь стоит рассмотреть доходы бюджета Санкт-Петербурга, динамика которых представлена в диаграмме 1.

 

Рисунок 1. Динамика доходов бюджета города Санкт-Петербург

 

Как видно из диаграммы, мы можем наблюдать, что налоговые, неналоговые и безвозмездные доходы растут на протяжении 5 лет. Такая положительная динамика связана  с тем принятием на федеральном уровне решения и распределении субъектам дополнительной финансовой помощи. По этом «программе» Санкт-Петербург получил 102 миллиона рублей на 3 года. Согласно прогнозам и поправкам, внесенных губернатором, доходы местного бюджета на будущий год составят 56 млн рублей, из них налоговые и неналоговые – 39,4 млн, с ростом на 4,9% к оценке 2018 года.

Также по прогнозам бюджет города Санкт-Петербург придется принять с техническим дефицитом, так как  источниками финансирования бюджета   в основном оставшиеся федеральные средства, поступающие в текущем году  в областной бюджет, но так как они приходят в декабре, субъект не сможет ими воспользоваться.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга состоят в основном из : субъекты РФ (48,01%), городские округа (16,38%), муниципальные районы (15,29%) , поселения ( 3, 92%), территориальный государственный внебюджетный фонда ( 16,39%). Таким образом, наибольшую долю в  консолидированном бюджете города приходится на бюджет субъекта РФ, что является типичной ситуацией для регионов России [2].

Далее стоит уделить внимание расходам бюджета Санкт-Петербурга,  структура которых на 2019 г. представлена в диаграмме 2.

 

Рисунок 2. Структура расходов бюджета Санкт-Петербурга в 2019 году

 

По диаграмме можно увидеть, что большая часть расходов  (30%) приходится на сферу образования, на социальную политику ( 22%), а также на национальную экономику ( 18%). Данная структура является нормальным для региональных бюджетов [3].

Расходы бюджета Санкт-Петербурга также растут, как можно видеть на диаграмме 3.

 

Рисунок 3. Динамика расходов бюджета Санкт-Петербурга на социальную политику

 

Как видно из диаграммы 3, расходы на социальную политику растут, что свидетельствует об укреплении данного направления как в рамках города, так и региона в целом.

Итак,  в Санкт-Петербурге, как типичном городе в вопросе бюджетирования средств, доход бюджета города строится в основном из налоговых и неналоговых поступлений, что составляет 80% от общих доходов, тогда как в части расходов бюджета большую часть составляют статьи на образование, здравоохранение и социальную политику. Таким образом, представленные данные свидетельствуют о социально направленной политики Санкт-Петербурга.

 

Список литературы:
1. Макарова А.С., Кукушкина М.В. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг // RONL. 2015.№3. С. 11-15
2. Прошкина З.В. Финансовая устойчивость региона: вопросы оценки и управления// Умы экономики. 2017. № 8. С.11-19.
3. Суверов С. Региональный анализ на российском рынке. Обобщение опыта // Рынок ценных бумаг. 2018. №17. С. 21-31