Статья:

Локализация производства как направление развития предприятия в условиях экономической нестабильности

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лещенко А.В. Локализация производства как направление развития предприятия в условиях экономической нестабильности // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Локализация производства как направление развития предприятия в условиях экономической нестабильности

Лещенко Анна Викторовна
студент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет, РФ, г. Москва
Кисель Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет, РФ, г. Москва

 

В условиях экономической нестабильности в России, характеризующейся экономическими санкциями и колебанием курса валют, для российских организаций, которые используют в своей деятельности товары зарубежного производства, обычно возникают значительные риски.

Эти риски, связанные с невозможностью в срок (или полной невозможностью) получить определенный товар, необходимый для осуществления своей деятельности, а также постоянным колебанием цены, обусловленными колебанием курса валют, безусловно ведут к рискам финансового характера, которые, в свою очередь, могут привести к значительным финансовым потерям. В таких случаях организация может столкнуться со снижением конкурентоспособности, что в конечном итоге проявится в потере позиций на рынке, поскольку в конкурентной борьбе получат возможность участвовать на выгодных условиях производители аналогичных товаров (товаров-заменителей). При этом в условиях действия экономических санкций основными конкурентами будут являться компании, которые производят идентичный товар полностью в России.

В текущей экономической ситуации стала очевидна зависимость российской экономики от зарубежных технологий и производственных мощностей. В связи с этим на государственном уровне была принята система мер поддержки российской экономики, связанная с импортозамещением [5, c. 45].

«Политика импортозамещения направлена на увеличение доли используемой российской продукции в деятельности организаций, а также разработку отечественных аналогов импортного оборудования» [1, с. 96]. Так, например, в настоящее время в общем объеме закупок Группы «Газпром» доля оборудования иностранных производителей составляет около 5%. Компания строго ограничивает закупку оборудования, работ и услуг за рубежом, при этом активно развивается сотрудничество с российскими поставщиками. «Газпром» использует схему взаимодействия с производителями, для которой свойственны долгосрочные договоры на серийное производство, поставку, техническое, сервисное и ремонтное обслуживание импортозамещающей продукции под гарантированные объемы поставок будущих лет. Таким образом, «Газпром» создает условия для локализации на территории России производства наукоемкого оборудования.

Колебания обменных курсов могут повлиять на степень конкуренции со стороны других производителей, оказав воздействие на структуру их затрат или на их продажные цены, выраженные в национальной валюте. Компания, продающая исключительно на внутреннем рынке, с затратами, оплачиваемыми только в национальной валюте, пострадает от повышения курса внутренней валюты, поскольку конкурентные импортные товары будут более дешевыми, так же как и товары внутренних производителей-конкурентов, издержки которых оплачиваются частично в иностранной валюте.

Россия делает ставку на импортозамещение, выводя собственное производство на первый план, вытесняя зарубежную продукцию с отечественного рынка. «Импортозамещение как экономический фактор может быть очень полезен для внутриэкономического положения страны. Развитие отечественного производства обеспечивает рост ВНП, содействует расширению внутреннего рынка» [2, c. 78]. Кроме того, развитие российского производства спровоцирует создание новых предприятий, а, следовательно, и рабочих мест, что благоприятно скажется на рынке труда. Конечно, подобные приятные моменты будут иметь силу только в случае грамотного и профессионального подхода.

В связи со сложившейся политической ситуацией в стране многие государственные предприятия запускают в действие стратегию импортозамещения, направленную на защиту производства российских организаций. В данной ситуации многим иностранным предприятиям, занявшим свою нишу на рынке, приходится приспосабливаться к новым условиям, которые диктует государство и рынок. Начинается открытие локальных производств по России, появляются новые рабочие места, при этом стандарты производства не падают, а соответствуют европейским стандартам страны – собственника.

Необходимо наладить самостоятельное производство или же, если оно уже имеется, расширить существующее до тех размеров, которые позволили бы практически полностью отказаться от закупки иностранного продукта. При необходимости можно закупать лишь часть материалов и сырья за рубежом, так как качество и характеристики гораздо лучше. Данная стратегия связана со значительными инвестиционными затратами. Соответственно, реализация такой стратегии требует значительных ресурсов, в первую очередь, это инвестиционные затраты, рассмотрим такой проект, как инвестиционный.

При принятии компанией решения о локализации части ее производства в той или иной стране учитываются некоторые факторы. «Критериями при принятии решения могут стать: перспектива сбыта продукции на рынке страны локализации и рынках соседних стран; привлекательность и близость рынков закупки сырья и материалов; степень рисков; наличие добросовестной конкуренции» [3, c. 100].

«Проекты локализации в России до сих пор рассматривались с прицелом почти исключительно на российский рынок, возможно еще рынок таможенного союза в качестве рынков сбыта продукции» [4, c. 50] Практически не существует экспорта локализованной продукции западных производителей из России на мировой рынок. С одной стороны это обусловлено высокими затратами на производство и логистику, а с другой стороны с затруднительными процедурами экспортного оформления продукции (таможенные процедуры и возврат налога на добавленную стоимость).

Данную проблему рассмотрим на конкретном предприятии, составим бизнес-план по расширению производства и локализации иностранного оборудования в России, проведем сравнительную диагностику стоимости импортируемого оборудования и себестоимость такого же продукта, произведенного на территории РФ.

Объектом исследования стала организация ООО «Факторинг». Основная цель ее деятельности – удовлетворение потребностей покупателей в продукции и услугах в области применения кабельных систем и проходок. Основной вид деятельности компании – оптовая торговля системами герметизации кабельных и трубных вводов шведского производства. Работа в направлении импортозамещения актуальна для ООО «Факторинг», так как с появлением большого числа российских конкурентов в данной отрасли, организация начинает значительно проигрывать по цене продукции – она существенно выше цены конкурентов. Основная причина – это то, что продукция производится и везется из-за границы, поэтому идет привязка к курсу валют, а также увеличивается срок поставки оборудования, что так же не является конкурентным преимуществом для ООО «Факторинг». В связи с этим руководство предприятия пришло к выводу о том, что необходима полная локализация производства в России, частично производство было уже локализовано, но этого оказалось не достаточно в данной политической ситуации.

Необходимо разработать задачи для решения вопроса локализации продукции ООО «Факторинг» и провести сравнительной анализ цены импортируемой продукции и себестоимости той же продукции, но российского производства.

На данный момент на собственном производстве изготавливается только часть оборудования, но с возникновением актуального вопроса импортозамещения, необходима полная локализация иностранного оборудования в России: ООО «Факторинг» является, в частности, поставщиком «Газпрома» и для сохранения и развития отношения с таким стратегическим партнером реализация проекта по локализации становится необходимой. Итак, цель ООО «Факторинг» – собственное производство большей части оборудования и получение новых сертификатов.

В рамках исследования был проведен анализ затрат. К затратам относилось: аренда помещения, монтаж инженерных коммуникаций, покупка нового оборудования, расходных материалов, наем новых сотрудников, поставка комплектующих из головного офиса, получение сертификатов. Общие расходы составили 3 000 000 рублей. На основе подсчета затрат было проведено сравнение себестоимости продукции локального производства и поставки из Швеции.

Итак, по расчетам себестоимости продукта российского производства и цены импортируемого товара разница составляет около 60%, то есть производить товар на территории России гораздо выгоднее, даже используя частично импортное сырье. В данном случае нет прямой и постоянной зависимости от курса валют, а также на выходе получаем продукт российского производства, удовлетворяющий всем техническим характеристикам, а также не попадает под санкции. Сделав расчеты стоимости продукта российского и шведского производства, можно сделать вывод о том, что себестоимость российского продукта в 2,5 раза ниже продукта иностранного производства. Другим ключевым моментом является кардинальное сокращение сроков поставки оборудования – вместо 4–6 недель, срок составляет 2 недели. Появляются российские сертификаты на материалы, а так же сертификация готовой продукции по российским стандартам. Все затраты на дополнительное оборудование окупятся примерно за один год.

Локализацию мы рассмотрели, как внутренний проект инвестиционного характера, после составления бизнес – плана и произведенных расчетов можно сделать вывод о необходимости реализации данного инвестиционного проекта. Отказ от проекта может повлечь за собой определенные риски, главный из которых – это неспособность составить конкуренцию товарам той же группы, а это значит, что рано или поздно потерять рынок сбыта.

 

Список литературы:
1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учебное пособие – М: Финансы и статистика, 2006. – 208 с.
2. Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент – СПб: Питер, 2002.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М: Гардарика, 2004.
4. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: Монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, JI.B. Минько, В.П. Таров, JI.H. Чайникова, О.И. Летунова. – М.: «Издательство Машиностроение-1», 2013. – 284с.
5. Чернышев М.А. (и др.). Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 506, (1) с. – (Высшее образование).