Отношение студентов к семейным ценностям
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Отношение студентов к семейным ценностям
В настоящее время семейные ценности студентов подвержены изменениям. В статье рассматриваются факторы, влияющие на изменчивость семейных ценностей студентов.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
В последнее время все большее количество студентов несколько преуменьшает роль семейных ценностей в жизни, ставя превыше них карьеру, материальные блага и т. д. Этот факт негативным образом сказывается на таких студентах, потому что только наиболее значимой личностью будет являться человек, всесторонне развитый, в том числе и в сфере семейных ценностей. Поэтому этого необходимо выявить уровень значимости семейных ценностей. Семейные ценности – совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. В жизни каждого человека, а в первую очередь – студентов, так как именно в студенческом возрасте перед человеком лежит выбор: каким образом, возможно распределить элементы системы ценностей, что поставить на первое место и чему именно необходимо уделить наибольшее внимание.
В данной статье мы рассмотрим отношение студентов к институту брака на примере студентов УрГУПС с 1 по 5 курс, за исключением второго. В ноябре-декабре 2015 года был проведён опрос студентов, одной из целей которого было выявление роли семейных ценностей в жизни современных студентов. В опросе приняло участие 370 человек, 49% из которых мужчины, а 51% женщины. Большинство из них – студенты 1 курса (39%), 27,5% со 2 курса, с 4 и 5 – 17,3% и 16,2% соответственно (в следствие их занятости на последних курсах). Выборка квотная.
Семья – социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, такими признаками как: союз мужчины и женщины; добровольность вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступление в брачные отношения; стремление к рождению, социализации и воспитанию детей.
Нашим респондентам предлагалось оценить такие аспекты семьи как ценности как возраст создания семьи, планируемое количество детей, значимость и важность семьи в современном мире, готовность к вступлению в брак, ответственность в браке, кто должен быть главным в семье и т.д.
В начале нашего исследования мы узнали, состоят ли студенты в отношениях. По результатам опроса 62% состоят в отношениях, причем видна такая тенденция: чем старше курс, тем выше процент опрошенных, состоящих в отношениях. Это говорит о понимании и осознании студентом семьи как ценности. На старших курсах респонденты все больше задумываются о создании семьи.
Более 50% всех опрошенных, считают, что семью следует создавать в возрасте от 21 года до 25 лет. Эти результаты значительно расходятся с европейским укладом семьи, где семью принято создавать после 30 лет, когда человек добился значительных успехов в жизни и, в особенности, в карьере. По нашему мнению, Россия переняла ценность достаточно ранних браков у СССР, где семью было принято создавать, преимущественно, до 20 лет. При этом, 69% опрошенных отмечают, что не собираются торопиться с таким серьезным выбором и всего 16% опрошенных хотели бы вступить в брак в ближайшее время.
Основной причиной вступления в брак студенты назвали желание иметь детей (33,3%) и потребность во взаимопонимании и заботе (31%). По пирамиде потребностей А. Маслоу респонденты пытаются удовлетворить третий уровень потребностей – социальный или потребности принадлежности и любви.
Более 30% опрошенных хотели бы иметь двоих детей и всего 5% – четырех и более.
Главное для студентов в семейной жизни – любовь. 21% опрошенных поставили ее на первое место среди 10 предложенных им вариантов. Далее – поддержка, забота и взаимопонимание (17%) и на третьем месте – дети (15%). По такому результату можно судить о том, что несмотря на все изменения в современном обществе, студенты смогли сохранить для себя многие основополагающие жизненные ценности, перенять из опыта прошлых поколений, что любовь и взаимоуважение в семье – главный секрет успеха не только в браке, но и во всех сферах жизнедеятельности. Многие научные исследования подтверждают: люди, состоящие в супружеских отношениях с надёжными и умными партнёрами, социально активны, зачастую имеют более высокий доход и чаще довольны своим способом зарабатывать на жизнь. Это правило в одинаковой степени касается как мужчин, так и женщин. Уважительное отношение партнёров друг к другу приносит им удовлетворение от выполняемой работы и стабильный доход как следствие усилий, приложенных в нужном направлении. А значит, и уверенность в завтрашнем дне у таких пар наличествует.
Также 44,2% респондентов отметили, что семейная жизнь их родителей является для них образцом и примером для подражания. Этот аспект очень важен, так как люди, у которых было счастливое детство, чьи семьи были полные и счастливые, после вступления в брак ведут себя увереннее, могут договориться, выслушать и понять другого человека. Поэтому у таких пар меньше шансов на развод.
Абсолютное большинство (59%) отметили, что глава семьи – мужчина. Данная ценность сложилась в обществе историческим путем, ведь во все времена, даже у древних людей, преобладал патриархат. Кроме этого студенты отметили, что мужчина должен приносить основной доход (44%), а 36% считают, что обеспечивать достойное финансовое состояние семьи обязаны оба её члена. Возможно, что данная тенденция обусловлена тем, что в современном обществе и женщина, и мужчина равны по правам и обязанностям.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заметить, что среди студентов не исчезла такая ценность как институт семьи и брака. Более того, при ранжировании всех ценностей респонденты ставят семью на второе место после материального благополучия. Но следует отметить, что потребность в хорошем финансовом состоянии обусловлена их социальным статусом в настоящий момент. Многие студенты готовы создавать семьи после окончания университета и большинство студентов хотят иметь детей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что семья, как и любой социальный институт, не исчезает, а модернизируется под запросы и тенденции современного общества.