Анализ развития сферы культуры в России с 1990-2015гг. И основные направления культурной политики
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ развития сферы культуры в России с 1990-2015гг. И основные направления культурной политики
В условиях развития современного общества культура трактуется как один из важнейших ресурсов социально-экономического развития страны, проявление развития человеческого капитала, а также регулятор человеческого поведения и основа социальной реализации человека.
В соответствии с существующими точками зрения на понятие культуры можно определить три основных ее значения:
– творчество и производство;
– образование, воспитание и развитие;
– религиозные взгляды и убеждения.
В целом к отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Элементы сферы культуры
В условиях рыночной экономики финансовое положение культуры является достаточно неустойчивым и это не только российская специфика, а опыт многих развитых стран, который доказывает ограниченный характер действия рыночных регуляторов в культурной сфере.
В таблице представлены статистические сведения о социально-культурном положении России за период 1990-2015 гг.
По данным таблицы 1 видно, что за последние годы происходило снижение социально-культурного уровня российского общества.
Таблица 1.
Показатели социально-культурного положения России в 1990-2015 гг.[3]
|
1990 |
2000 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Число профессиональных театров |
382 |
547 |
604 |
618 |
643 |
658 |
661 |
665 |
Численность зрителей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млн. человек |
55,6 |
30,8 |
31,0 |
32,9 |
33,9 |
35,8 |
37,2 |
38,2 |
в среднем на 1000 человек населения |
376 |
210 |
217 |
230 |
237 |
249 |
255 |
261 |
Число цирков |
... |
62 |
68 |
68 |
67 |
67 |
63 |
67 |
Численность зрителей1): |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млн. человек |
... |
8,6 |
11,32) |
11,5 |
10,8 |
5,6 |
5,1 |
4,2 |
в среднем на 1000 человек населения |
145 |
59 |
79 |
80 |
75 |
40 |
35 |
29 |
Число зоопарков |
... |
20 |
29 |
28 |
29 |
30 |
30 |
31 |
Число посещений зоопарков: |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. |
... |
6,4 |
9,5 |
7,3 |
7,6 |
7,6 |
8,3 |
8,7 |
в среднем на 1000 человек населения |
... |
44 |
67 |
51 |
53 |
53 |
57 |
60 |
Число музеев |
1315 |
2047 |
2578 |
2631 |
2687 |
2727 |
2731 |
2758 |
Число посещений музеев: |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млн. |
144,0 |
73,2 |
81,0 |
85,9 |
90,1 |
95,8 |
102,7 |
119,0 |
в среднем на 1000 человек населения |
974 |
499 |
567 |
601 |
629 |
667 |
703 |
813 |
Число организаций культурно-досугового типа, тыс. |
73,2 |
54,8 |
46,6 |
45,0 |
43,7 |
42,4 |
42,1 |
40,3 |
Число общедоступных библиотек, тыс. |
62,6 |
51,2 |
46,1 |
43,2 |
40,8 |
39,8 |
40,1 |
39,0 |
Библиотечный фонд: |
|
|
|
|
|
|
|
|
всего, млн. экз. |
1155 |
1027 |
923 |
888 |
864 |
851 |
854 |
839 |
в среднем на 1000 человек населения, экз. |
7787 |
7017 |
6459 |
6208 |
6027 |
5923 |
5845 |
5732 |
В большой степени на снижение данного уровня оказали влияние экономические и политические реформы 90-х годов прошлого века. Падение уровня культуры произошло в силу снижения финансирования учреждений культуры в период 90-х и начала 2000-х годов, обеднения российских граждан, компьютеризации жизни российского общества, а также общей деградации населения.
Процесс культурного развития не прекратился в связи с прекращением прежне действующей экономической и политической формацией. Культурная жизнь России в новых условиях органически имеет связь с
предыдущими историческими периодами нашей страны. При этом, новый политический режим и экономическая формация не могли не оказать влияние на развитие сферы культуры.
Во первых, была прекращено централизованная система управления сферой культуры. Во вторых¸было сведено до минимальных значений финансирование сферы культуры в России.
Учреждения культуры в переломный период были поставлены в условия выживания, вынуждены были выискивать дополнительные источники финансирования. В первую очередь, на новые изменения откликнулась система российского образования, которая в больше степени перешла на рыночные условия оказания услуг. Также, были сформированы коммерческие фонды финансирования научно-исследовательских проектов, а также появились отделения зарубежных и международных фондов. Появилась такая новая форма финансирования сферы культуры как спонсорство со стороны коммерческих структур. Всё это в совокупности позволило выжить многим учреждениям культуры в период 90-х и начале 2000-х годов. Кроме того, появились негосударственные учреждения культуры, в особенности в сфере образования, театрального искусства и кинематографии.
По данным таблицы видно, что за последние 25 лет была расширена сеть государственных и муниципальных учреждений культуры. Так, количество театров выросло в 1,7 раза, количество музеев – в 2 раза, клубных формирования – в 1,3 раза, возросло число концертных организаций и самодеятельных коллективов. При этом, почти в 2 раза уменьшилось количество культурно-досуговых центров, а также сокращено число библиотек. Уменьшение последних в основном связано с всеобщей компьютеризацией и оцифровкой книжных и периодических изданий, появлением глобальных онлайн библиотек. Также, на сокращение количества библиотек, в особенности в небольших муниципальных образованиях (сел,поселков, районов) повлияло снижение и отток населения в крупные города.
Была увеличена общая численность работников сферы культуры – в 1,1 раза (с 668,3 тыс.человек до 778,4 тыс.человек в 2015 г.). При этом, в отдельных учреждениях культуры, таких как, театры, концертные организации, детские школы искусств, музеи наблюдалось увеличение среднесписочной численности, а в библиотеках – сокращение. В 2015 году в расчете на 1000 жителей приходилось 5,42 человека, в расчете на 1000 занятых в экономике – 11, 49 человека.
Если рассматривать структуру финансирования сферы культуры, то в ней как и раньше наибольшее значение имеет прямое бюджетное финансирование. Такие важные для зарубежных культурных учреждений источники финансирования как спонсорская помощь, гранты, доходы от оказания платных услуг недоступны для превалирующего большинства учреждений культуры в России, особенно региональногои местного уровня.
В 2001-2015 годах расходы на культуру и кинематографию в процентном отношении к валовому внутреннему продукту варьировались от 0,39 процента в 2000 году до 0,57 процента в 2015 году. При этом мировой финансово-экономический кризис (2008-2009 годы) негативным образом отразился на объемах государственных расходов на культуру и кинематографию.
Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета Российской Федерации варьировалась в 2001-2015 годах от 1,36 процента до 1,48 процента. В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации в номинальных или текущих ценах выросли за указанный период почти в 14,5 раза (с 28,5 млрд. рублей в 2001 году до 410 млрд. рублей в 2015 году). В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию выросли в 2000-2014 годах со 194 рублей до 2853,2 рублей.
При этом, более объективным показателем масштабов финансирования культурной сферы является показатель расходов на сферу культуры в расчете на 1 жителя страны. По данному показателю Россия сильно отстает от ведущих экономик мира. Из стран ОЭЖСР по данномупоказателю позади России лишь Португалия, Румыния, Болгария и Греция. В то же время такие страны, как Франция, Германия и Норвегия тратят на сферу культуры в 2 и более раза бюджетных средств в расчете на 1 жителя, нежели Россия [2].
В соответствии со стратегией культурной политики до 2030 года качестве приоритетов определены следующиенаправления культурной политики в Российской Федерации [2]:
1. Сохранение наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.
2. Развитие и защита русского языка – государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения – как основы гражданского и культурного единства Российской Федерации.
3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.