ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Деятельность государственных служащих Российской Федерации призвана обеспечивать устойчивое развитие системы управления государством на различных уровнях.
Результативная работа государственной службы обеспечивает функции социально-правового характера: соблюдение законодательства, федеральных и региональных законов, рассмотрение обращений граждан и организаций, защиту их интересов в соответствии с действующим законодательством. Статус государственного служащего подчинён главному императиву: «Служить обществу, жить по закону, поступать по совести» (Е. В. Охотский).
В оценке работы государственных служащих важнейшими характеристиками деятельности были названы: сочетание интересов государства и граждан, знание социальных и правовых реалий, эффективность социально-правовых взаимодействий (О. В. Киселева, К. О. Магомедов, Ю. А. Сурцева, М. С. Халиков).
Качество выполнения государственным служащим своих должностных обязанностей не всегда соответствует ожиданиям граждан. Это подтверждается результатами опроса, проведённого Фондом общественного мнения: только 14 % россиян положительно оценивали деятельность государственных служащих, а 74 % оценивали их деятельность отрицательно. Также установлено, что профессия государственного служащего становится всё более привлекательной для молодёжи: 69 % опрошенных рассматривают эту сферу деятельности как престижную, 32 % хотели бы видеть своего ребёнка государственным служащим.
В современных условиях социально-правовая позиция будущего государственного служащего проявляется в знаниях, умениях и опыте результативных социально-правовых взаимодействий с населением и коллегами, ориентации на сочетание правовых и социальных факторов при решении насущных проблем граждан, ответственном отношении к профессиональным обязанностям, предоставлении достоверной информации, искренне заинтересованном и неравнодушном отношении к общему делу, практической готовности грамотно и ответственно отстаивать и продвигать в жизнь интересы государства и общества на основе демократических ценностей.
Сложность, масштабность и многозадачность деятельности государственного служащего Российской Федерации отображают 32 области (с разделением на виды) профессиональной служебной деятельности, указанные в Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учётом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Чаще всего рекомендуется направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (46,9 %).
Таким образом, перед вузовским образованием ставится проблема формирования социально-правовой позиции обучающихся, претендующих на занятие должностей государственных служащих.
Профессиональная деятельность государственного служащего отличается требованиями единения интересов общества и государства. Категория формирования рассматривается в педагогическом аспекте как раскрытие процесса качественных и количественных изменений личности в образовательном процессе под действием различных внешних сил и субъектов. В общем случае формирование характеризуется стадийностью, нелинейностью, завершённостью – сформированностью.
Более глубокий анализ процессов формирования профессионально-личностных позиций выявил и различную технологическую и инструментальную оснащённость образовательного процесса, целенаправленное усложнение научно-методического обеспечения, насыщение образовательной среды, повышение качества подготовки субъектов, усиление активности их взаимодействий, нарастание требований к образовательным результатам и базам практики.
Таким образом, процесс формирования социально-правовой позиции государственного служащего включает последовательные этапы, обусловленные характером деятельности субъектов и требует динамичной смены необходимых образовательных ресурсов от момента определения и установки их содержания, затем процессов использования в самом процессе формирования до последующей оценки, рефлексии. В этой связи считаем универсальными вариантами последовательности этапов формирования позиции личности – установочный, формирующий, рефлексивный.
С развитием государственности, возрастает роль и значение государственной гражданской службы. Это связано с тем, что необходимо своевременно и качественно исполнять функции государства. Для того чтобы функции выполнялись в срок и с точностью необходимо тщательно отбирать кадровый персонал. В Российской Федерации продолжает непрерывно совершенствоваться правовая база, регламентирующая государственную гражданскую службу, основу которой составляет Конституция РФ.