Статья:

Незаконное разглашение и использование коммерческой тайны как вид недобросовестной конкуренции

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Рузова М.В., Браило А.С. Незаконное разглашение и использование коммерческой тайны как вид недобросовестной конкуренции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Незаконное разглашение и использование коммерческой тайны как вид недобросовестной конкуренции

Рузова Мария Валерьевна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет РФ, г. Саратов
Браило Анастасия Сергеевна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет РФ, г. Саратов
Малько Елена Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Саратовский национальный исследовательский государственный университет РФ, г. Саратов

 

Недобросовестная конкуренция традиционно рассматривается как постоянный спутник свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

В РФ действует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», в котором согласно ст.4 недобросовестную конкуренцию можно обозначить как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили, или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации[6].

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может осуществляться с целью захвата монопольного положения в какой-либо сфере предпринимательской деятельности или в каком-либо регионе.

Основой правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой – устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1,с.27–28].

В данном случае особое внимание хотелось бы уделить такому виду недобросовестной конкуренции как незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Этот вид недобросовестной конкуренции, к сожалению, очень распространён в настоящее время в виду того, что рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, составляющими которых является коммерческая, служебная и иная тайна. Данная проблема имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение для организаций, хозяйствующих субъектов и для государства в целом.

Коммерческая тайна определяется действующим законодательством как режим конфиденциальной информации, за счет которого обладатель может при текущих либо возможных обстоятельствах повысить уровень дохода, сохранить положение на рынке, избежать неоправданных трат, извлечь коммерческую выгоду. Коммерческая тайна может быть представлена любыми сведениями – в том числе техническими, производственными, организационными, экономическими [3].

В статье 14 Федерального Закона «О защите конкуренции» упоминаются три вида информации:

· коммерческая тайна,

· служебная тайна,

· и иная охраняемая законом тайна (т.е. речь идет об информации, доступ к которой ограничивается существующим законодательством).

Владелец конфиденциальной информации должен принимать адекватные конкретной ситуации меры по охране ее конфиденциальности, при этом информация не должна быть доступна из других источников (опубликована, вывешена для всеобщего обозрения и т. д.). Получение, использование и разглашение информации, ставшей доступной неопределенному кругу лиц в силу непринятия владельцем информации мер по ее охране, не могут рассматриваться как нарушение прав на коммерческую тайну[4].

Также в Федеральном Законе «О защите конкуренции» упоминаются три действия, совершение которых без разрешения владельца информации считается недобросовестной конкуренцией: получение, использование, разглашение.

Само по себе получение информации либо передача ее другому лицу (распространение), в сущности, не предоставляет хозяйствующему субъекту преимущества, если информация не используется. В этом случае законодатель сознательно усилил меры по защите от недобросовестной конкуренции, поскольку в силу особенностей, присущих такому объекту, как информация, одно лишь ознакомление с чужой конфиденциальной информацией уже приводит к необратимым последствиям [1, с. 30].

Так, в статье 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не указывается субъект, чьи действия по разглашению информации третьим лицам могут считаться недобросовестной конкуренцией.

Однако из определения недобросовестной конкуренции следует, что это хозяйствующий субъект.

Во-первых, им может быть контрагент, у которого информация оказалась на законном основании, но право ее передачи третьим лицам у него отсутствует.

Во-вторых, распространить чужую конфиденциальную информацию может конкурент, получивший информацию также без согласия владельца. В этой ситуации действия конкурента прямо направлены на сведение к минимуму коммерческой ценности информации конкурента и причинение ему тем самым ущерба. Ослабление позиций конкурента, соответственно, осуществляется в расчете на привлечение к себе новых клиентов. Рассмотренные действия могут быть признаны недобросовестной конкуренцией только в том случае, если они совершаются без разрешения владельца информации. При этом если владелец информации – юридическое лицо, то какие-либо действия от его имени, в том числе согласие на передачу, использование или разглашение информации, могут быть осуществлены лицом, имеющим соответствующие полномочия (на основании учредительных документов, доверенности или договора) [5, с.120–121].

Вместе с тем использование чужой конфиденциальной информации даже без разрешения владельца может не являться недобросовестной конкуренцией, если такое действие совершено добросовестным способом (например, если сведения получены из сообщений в средствах массовой информации)

По результатам опросов среди крупнейших российских компаний, проведенной Фроимсон И.Ю., членом Гильдии корпоративных и бизнес-юристов при Торгово-промышленной палате Владимирской области основными причинами разглашения коммерческих секретов являются[2]:

· Жадность сотрудников, стремление обогатиться любым быстрым способом – 24%;

· Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в больших компаниях, пытаясь тем самым проявить себя – 32%;

· Слабая система безопасности – 14%;

· Желание поделиться опытом работы своего начальника, отдела, фирмы в целом, давать на основе этого советы – 12%;

· Отсутствие контроля за использованием информации, снятие копий и своевременным уничтожением – 10%;

· Конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством – 8%.

Так, например Владимир Киселев, управляющий партнер консалтинговой компании ExDev, Москва; директор Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты считает, что главным каналом утечки коммерческой информации становятся именно сотрудники. Они передают данные другим лицам – случайно, по неосторожности или ради коммерческой выгоды.

По его мнению, для организации эффективной системы защиты коммерческой тайны стоит предпринять ряд шагов.

Во-первых, повышение лояльности сотрудников: должна быть выстроена система мотивации, нормы корпоративного поведения для преданности работников компании, с совмещением личных и корпоративных интересов. Лояльность работников важна не только для сохранения конфиденциальных данных, но и успеха компании целом.

Во-вторых, сотрудникам следует четко разъяснить наличие защиты коммерческой тайны, донести информацию о степени ответственности в случае разглашения[4].

Таким образом, необходимо отметить, что существуют различные правовые механизмы в борьбе с недобросовестной конкуренцией, в частности, предусмотрено привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности за незаконное разглашение, распространение и получение информации, составляющую коммерческую тайну.

Введение режима коммерческой тайны позволяет эффективно защищать конфиденциальность сведений, имеющих для той или иной организации коммерческую ценность. Необходимо также отметить, что её разглашение приводит к определённым последствиям, выраженных в спаде производства, уменьшении клиентуры, потери рынков сбыта и др.

Следует отметить, что, в целях дополнительной гарантии для работодателя о сохранности коммерческой тайны, может послужить заключение дополнительного соглашения, помимо трудового договора, в котором будут четко регламентированы условия и порядок неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной.

 

Список литературы:
1. Котов С.Ф. О законодательстве РФ в сфере защиты от недобросовестной конкуренции // Имущественные отношения в РФ. – 2010. – №9. – С.27–30.
2. Коммерческая тайна – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.econmotion.ru/nomecs-380-1.html (дата обращения: 22.04.2017).
3. Коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_ACEF6E35-721D-435B-B5AD-6CF1DA311200.html (дата обращения: 22.04.2017).
4. Недобросовестная конкуренция: формы проявления и методы борьбы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kom-dir.ru/article/1764-nedobrosovestnaya-konkurentsiya (дата обращения: 22.04.2017).
5. Тикин В.С. Конкуренция всегда недобросовестная//Современная конкуренция. – 2008. – №2. – С.120–121.
6. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // РГ, №162, 27.07.2006.