Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
В настоящее время остро встает проблема коррупционных проявлений в системе органов государственной и муниципальной власти.
В современных реалиях уровень коррумпированности государственных и муниципальных органов остается высоким, и ни у кого не остается сомнений в необходимости организации действенного инструмента борьбы с коррупцией.
В статье рассматриваются полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах.
Коррупция является опасным социально – политическим явлением, имеющим под собой экономическую подоплеку, и только благодаря использованию системного подхода к борьбе с коррупцией, сочетающего в себе предупредительные, карательные и правовосстановительные меры, можно добиться если не искоренения коррупции, то хотя бы уменьшения ее форм и проявлений.
И в данном случае для достижения указанной цели необходимо добиться слаженной работы и тесного взаимодействия законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов, где одна из ведущих ролей отведена прокуратуре как органу, осуществляющему надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства со стороны должностных лиц; как органу, осуществляющему активную роль, как в привлечении чиновников, уличенных во взяточничестве, так и граждан, дающих взятки, к ответственности в установленном законом порядке; и как органу, выполняющему предупредительную функцию в части недопущения принятия законодателем правовых актов, содержащих в себе коррупциогенные факторы, открывающие широкие возможности для злоупотреблений чиновников.
В качестве основных составляющих надзорной деятельности органов прокуратуры противодействию коррупции можно обозначить следующие:
- выявление фактов, свидетельствующих о нарушениях положений Конституции Российской Федерации и норм антикоррупционного законодательства;
- осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
- поддержание государственного обвинения в суде по таким уголовным делам;
- мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и разработка предложений по его совершенствованию [1, с. 33].
Предмет прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства включает выполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Например, к числу таких обязанностей можно отнести: соблюдение требований к служебному поведению государственного и муниципального служащего, достоверное предоставление сведений о доходах и расходах государственного и муниципального служащего и его близких родственников, соблюдение запретов и ограничений и другие обязанности и ограничения, установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Кроме того, в предмет прокурорского надзора могут быть также включены и нормативные правовые акты органов государственной власти и управления, акты государственных органов, органов местного управления и самоуправления, коммерческих организаций и других организаций, связанные с применением законодательства о противодействии коррупции.
Например, при проведении прокурорской проверки прокурорским работником уделяется внимание актам инвентаризаций, документации, в которой содержатся сведения о распоряжении материальными средствами, организационно- распорядительным актам и др. [2, с. 35].
Полномочия прокурора, которые предоставлены ему для выявления нарушений законодательства о противодействии коррупции, аналогичны полномочиям на любом другом общенадзорном направлении и закреплены в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Это право беспрепятственного входа в поднадзорные органы и организации по предъявлении служебного удостоверения, доступа к их документам и материалам; право требования представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; право вызова должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и др.
Также в соответствии со статьей 9.1. ФЗ «О прокуратуре», регламентирующей проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, прокурор осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
В случае выявления коррупциогенных факторов в нормативном акте, прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, издавшими этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов или обращается в суд [4, с. 158].
Органы прокуратуры при осуществлении своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы контролируют действующие нормативно правовые акты тогда как антикоррупционная экспертиза проектов нормативно правовых актов это прерогатива иных государственных органов, независимых экспертов и экспертных организаций. Но в связи с тем, что на органы прокуратуры возложена нормотворческая функция на практике органы прокуратуры проводят и антикоррупционную экспертизу проектов нормативно правовых актов.
Коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражается в основном в том, что усматривается широта дискреционных полномочий, в том, что принимается такой акт за пределами компетенции, в том, что имеют место завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации права, принадлежащего ему, выборочном изменении объема прав и др.
Стоит отметить, тот факт, что действующее законодательство предусматривает две альтернативные меры прокурорского реагирования относительно обязания изъятия из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов: обращение в суд или направление требования. Это, как представляется, расширяет прокурорские полномочия в части предупреждения коррупции.
В качестве одного из преимуществ правового положения органов прокуратуры является то, что у прокуроров имеются возможности влиять непосредственным образом и добиваться исключения коррупционных факторов из нормативных правовых актов. Иные субъекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (в частности, Минюст России и его территориальные органы, независимые эксперты и др.) не наделены подобным объемом полномочий. При этом, на наш взгляд, направление прокурорами требований (протестов) об изменении нормативных правовых актов в обязательном порядке должно предшествовать их обращениям в судебные органы с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими и противоречащими их федеральному законодательству из-за того, что в них имеются коррупциогенные факторы.
Предварительное направление прокурорами требований в правотворческий орган и их рассмотрение даст возможность в минимальный срок обеспечить изменение нормативных правовых актов в части исключения из них коррупциогенных факторов, а также позволит избежать дополнительных расходов государства на проведение разбирательств в суде. Если органы государственной власти и местного самоуправления откажут в удовлетворении требований прокурора относительно исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, то в таком случае абсолютно оправданным и обоснованным будет использование прокурором возможности обращения в суд с соответствующим заявлением.
Таким образом, как верно отмечает А.Ю. Чаплыгина, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов выступает в качестве правореализационного механизма, и целью такого механизма выступает предупреждение появлений в них коррупциогенных факторов, которые создают предпосылки для совершения коррупционных преступных деяний, и имеет большой профилактический потенциал относительно проявлений коррупции [3, с. 51].
При осуществлении надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции прокуроры сталкиваются с определенными трудностями. К числу проблем относится противоречие положений ст. 22 Закона о прокуратуре и норм специального законодательства в сфере налоговых отношений, государственной регистрации прав на недвижимость. Положения специальных законов охраняют конфиденциальные сведения о гражданах, их имуществе, вкладах и проч., регулируют вопросы налоговой тайны, четко закрепляют круг лиц и органов, правомочных на получение тех или иных сведений (суды, следственные органы и т.д.).
Таким образом, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах аналогичны полномочиям на любом другом общенадзорном направлении. Особым полномочием является проведение антикоррупционный экспертизы нормативных актов.