Статья:

Проблема измерения ВВП в цифровой экономике

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Волковицкая Е.Н., Яровой М.В. Проблема измерения ВВП в цифровой экономике // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема измерения ВВП в цифровой экономике

Волковицкая Елена Николаевна
студент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону
Яровой Максим Владимирович
студент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону
Смертина Елена Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Формирующаяся цифровая экономика характеризуется не только появлением новых товаров и услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, но также и изменениями в предпочтениях людей. Данная статья затрагивает проблему учета пользы от потребляемых инновационных продуктов в главном показателе уровня экономического развития – валовом внутреннем продукте.

Ключевые слова: цифровая экономика, ВВП, интернет, производительность труда, ИКТ.

 

Стремительное развитие интернета привело к формированию новой, так называемой цифровой экономики, которая изменила способ ведения бизнеса и повседневную жизнь людей [1]. Дальнейшее развитие цифровых инноваций, в том числе облачных и мобильных сервисов, искусственного интеллекта, значительно усилило это изменение и предоставило принципиально новые услуги, которые никогда не ожидались ранее. Однако, вопреки такому достижению, производительность труда в промышленно развитых странах столкнулась со структурным спадом, что следует из доклада Совета по конкурентоспособности США, и подняла вопрос о парадоксе производительности в цифровой экономике [2]. На этом фоне ограничения статистики валового внутреннего продукта (ВВП) при измерении развития цифровой экономики стали актуальной темой.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подняла вопрос о том, соответствуют ли показатели ВВП и производительности задачам цифровой экономики. Он указывает на следующие семь особенностей, отражающихся на производительности:

  1. новые формы посредничества одноранговых услуг;
  2. стирание границ производства, которые приводят потребителей к превращению в производителей;
  3. производство товаров длительного использования;
  4. бесплатные и субсидированные потребительские товары;
  5. бесплатные активы, произведенные домашними хозяйствами;
  6. расплывчатые транзакции посредством электронной коммерции;
  7. неправильное измерение стоимости ИКТ.

Вышеуказанные моменты можно объяснить развитием цифровой экономики, инициированной интернетом, а также ролью онлайн-посредников.

Поскольку ВВП считается самым фундаментальным критерием при разработке экономической политики, большое количество исследований пытались понять проблемы ВВП как инструмента измерения для представления истинной картины цифровой экономики [3]. Однако никто не дал рациональных ответов на этот фундаментальный вопрос, без разумного ответа на который принятие решений и реализация политики могут стать предвзятыми и вводящими в заблуждение. Более того, есть опасение, что социальное благополучие, обеспечиваемое развитием цифровой экономики, не будет должным образом учтено при определении стратегии развития государства.

Сейчас мы сталкиваемся с третьим парадоксом производительности, следуя более ранним, первый из которых был вызван компьютеризацией (в конце 1980-х - 1990-х гг.), а второй – развитием интернетом (в начале 2010-х). Третий парадокс поднимает фундаментальный вопрос о ВВП.

Это несоответствие является старой проблемой, коренящейся в динамике инноваций, и оно влияет на наше статистическое понимание роста экономики на протяжении десятилетий.

Нобелевский лауреат по экономике Ричард Стоун рассмотрел проблему измерения изменений качества в своей книге «Индексы качества и цен в национальных счетах» [4]. Он предположил, что различия в качестве могут быть измерены, если информация может быть получена на основе набора спецификаций, которые могут объяснить отличия в цене между различными сортами продукта в базовом периоде. С тех пор были предприняты усилия для измерения стоимости повышения качества новых продуктов. Однако вопреки развитию теоретической базы, на уровне национальной статистики не предпринималось достаточное количество попыток интеграции получаемых данных с имеющимися теориями.

С учетом того, что сдвиг в ценах, вызванный информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), сильнее, чем сдвиг, имевший место в предыдущие десятилетия с появлением новых технологий, эта интеграция становится важной темой в цифровой экономике.

Развитие ИКТ в целом способствует повышению цен на технологии за счет разработки новых функциональных возможностей, как это обычно демонстрируется с выходом новых моделей смартфонов ведущих производителей. Однако, в отличие от традиционных ИКТ, значительное развитие интернета привело к снижению цен на ИКТ из-за ключевых характеристик цифрового контента: отсутствие платы, легкое копирование (тиражирование) и массовая стандартизация.

Продолжающееся падение цен на ИКТ приводит к снижению предельной производительности ИКТ ведущих компаний.

В дополнение к этой тесно связанной с высочайшим спросом особенностью цифровой экономики, также существенную роль играет и другая сторона спроса, а именно – смещение предпочтений людей от экономической ценности к находящейся за рамками традиционной формализованной экономики (за исключением социальных, культурных и эмоциональных ценностей) [5].

Такие заметные новые черты, которыми характеризуется цифровая экономик, подчеркивают важность растущей зависимости от неучтенного ВВП. Иными словами, интернет продвигает свободные культурные нематериальные ценности, потребление которых приносит людям субъективную полезность, но их нельзя охватить данными о ВВП, которые измеряют доход. Эта добавленная стоимость, которая дает людям полезность помимо экономической ценности, определяется как неучтенный ВВП. Этот сдвиг в предпочтениях людей вызывает дальнейшее продвижение ИКТ, инициированное интернетом, что усиливает растущую зависимость от неучтенного ВВП.

Возможные решения критической проблемы в цифровой экономике – ограничений измерения ВВП – могут быть получены путем анализа динамики развития и внедрения цифровых технологий, а также тенденций сдвигов в потреблении людей.

Таким образом, осознание коэволюции между изменением предпочтений людей от экономической функциональности к сверхфункциональности за пределами экономической ценности, развитием ИКТ и последующим изменением качества в цифровых продуктах, а также изменением парадигмы в отношении неучтенного ВВП, является первым шагом на пути к формированию адекватной (соответствующей действительности) системы учета экономической информации в целях измерения такого определяющего в рамках государства показателя как ВВП.

 

Список литературы:
1. Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. McGraw-Hill, New York. 1994. – 342 p.
2. US Council on Competitiveness report, «No Recovery: An Analysis on Long-term U.S. Productivity Decline» – [Электронный ресурс] – Режим доступа.  –URL: https://www.compete.org/storage/reports/gallup_norecovery_final_ report_120516.pdf (дата обращения 6.01.2019).
3. Feldstein, M., 2017. Understanding the real growth of GDP, personal income, and productivity. J. Econ. Perspect. 31 (2), 145–164.
4. Stone, R., 1956. Quality and Price Indexes in National Accounts. OEEC, Paris. 1956. – 350 p.
5. Watanabe, C., Naveed, K., Zhao, W., 2015a. New paradigm of ICT productivity: increasing role of un-captured GDP and growing anger of consumers. Technol. Soc. 41, 21–44.