Формирование у младших школьников учебной мотивации при использовании интерактивных технологий.
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование у младших школьников учебной мотивации при использовании интерактивных технологий.
Современному обществу нужны люди с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем инициативы и предприимчивости, с творческими способностями. Это определяет перестройку процесса обучения в целом и каждой его стороны, особенно мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру и различным видам деятельности [1, с. 32].
Для каждого ученика желательно иметь обоснованную программу формирования его мотивации. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности и внутренних устремлений самого ученика [3, с.26].
Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами её формирования занимались большое количество исследователей, таких как В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, Ю. Н. Кулюткин, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и другие.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым, как для педагога, так и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и разработки новых форм образовательных взаимодействий между участниками образовательного процесса.
В русле этих поисков актуален новый подход – интерактивные технологии, предусматривающие обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником [2, с.124].
Изучением интерактивных технологий в образовательном процессе занимались выдающиеся ученые, такие как Н. А. Виноградова, Т. И. Долгая, Т. В. Журина, Г. М. Коджаспирова и другие. Они отмечали, что применение интерактивных технологий в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися.
Таким образом, интерактивные технологии являются новым, наиболее прогрессивным методом организации образовательного процесса, позволяющим значительно улучшить качество преподносимого материала и направленным на решение одной из главной педагогических задач — формирование учебной мотивации.
Несмотря на усиление внимания к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным. Тем самым, обнаруживается явное противоречие между потребностью обеспечить эффективность процесса развития учебной мотивации у младших школьников и недостаточно обоснованными педагогическими условиями формирования учебной мотивации у младших школьников при использовании интерактивных технологий. Поэтому целью исследования явилось обоснование педагогических условий по формированию учебной мотивации у младших школьников посредством элементов интерактивных технологий.
Одной из задач нашего исследования являлось выявление уровней сформированности у младших школьников учебной мотивации. Были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровней сформированности школьной мотивации у младших школьников; преобладающего вида мотива учения у младших школьников и интересов учащегося, его эмоций и чувств в процессе обучения.
Показателями сформированности у младших школьников учебной мотивации явились устойчивый интерес к познанию как сфере жизнедеятельности человека; умение самостоятельно определять познавательную задачу, намечать поиск ее решения; положительные эмоциональные реакции в процессе приобретения новых знаний и умений; умение анализировать успешность собственной учебно-познавательной деятельности [5, с.202].
По результатам проведённого исследования было установлено, что у четвероклассников сформирован недостаточный уровень школьной мотивации, что соответствует уровню, при котором присутствует положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Поэтому была разработана программа формирующего эксперимента по реализации педагогических условий эффективного формирования учебной мотивации, таких как взаимодействие учителя и учащихся в процессе согласованного группового мыслительного поиска в форме учебных игр и использование творческих заданий, не имеющих однозначного ответа и связанных с опытом младших школьников.
Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) составляет основу любой интерактивной технологии, придает смысл обучению, стимулирует и мотивирует учащихся. Неопределенность ответа и умение найти собственное «правильное» решение, основанное на личном опыте и опыте одноклассника, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя.
В ходе проводимой работы были использованы различные виды творческих заданий на уроках. Так, на уроке русского языка по теме «Пишем письма» детям предлагалось составление текста по заданным условиям, а именно написание письма. На уроке окружающего мира по теме «Слух. Береги слух» дети разгадывали кроссворд, работали в группах по теме, после чего каждая группа представляла свой «продукт», осуществляла защиту своей работы. На уроке математики по теме «Построение простейших графиков, таблиц» было следующее задание: составление таблицы по заданным условиям, решение головоломок, нахождение в одной фигуре несколько фигур.
После проведенных уроков, направленных на реализацию первого педагогического условия, учащиеся были мотивированны к выполнению творческих заданий, что в свою очередь, соответствовало цели нашего исследования.
Одним из элементов интерактивных технологий является учебная игра - это игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечивает достижение определенной учебной цели [4,с.48]. Игра помогает обеспечить взаимное общение между всеми участниками и мотивирует учебную деятельность. Поэтому выдвинутым вторым педагогическим условием успешного формирования учебной мотивации у младших школьников явилось применение учебных игр в образовательном процессе, где происходит взаимодействие педагога и учащихся.
Так, на уроке окружающего мира по теме «Кожа» применялась учебная игра «Советы врача», в которой дети представляли себя в роли врача-травматолога, который оказывает помощь людям с различными проблемами (ожоги, порезы, переломы и т.п.). На уроке литературного чтения по теме «Е.С. Велтистов. Приключения Электроника» использовалась учебная игра «Читаем эмоциями», в которой учитель показывал детям рисунки с изображением мимики на лице, а дети должны были найти в тексте отрывок и выразительно его прочитать, используя нужную интонацию.
После реализации педагогических условий успешного формирования у младших школьников учебной мотивации была выявлена положительная динамика уровней сформированности учебой мотивации у младших школьников. Большинство учеников после формирующего эксперимента находились на уровне выше среднего сформированности учебной мотивации.
Систематически применяя эти формы работы на уроках, дети становились более любознательными, выдвигали идеи, проявляли интерес к учебной деятельности, а также прикладывали волевые и интеллектуальные усилия при выполнении учебных заданий. Все это, в свою очередь, непосредственно формировало учебную мотивацию.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что проведенная нами работа имеет большое практическое значение, поскольку применение элементов интерактивных технологий в педагогической практике позволит учителю способствовать формированию у младших школьников учебной мотивации.