ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА
Секция: 8. Физическая культура
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА
Аннотация. В данной статье идет речь об адаптации обучающихся к процессам обучения, рассматриваются решения проблем, связанных с ней.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, готовность к процессу адаптации, реадаптация, десадаптация, окружающая среда, тревожность, напряжение.
Современный темп жизни, влекущий за собой необходимость усвоения большого объема различной информации и стремительное совершенствование производственных процессов, стал причиной формирования новых требований к человеку и теперь общество нуждается в людях, которые будут способны не просто сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать себя в ней. Именно поэтому проблема адаптации человека к изменениям окружающей среды является актуальной.
Известно, что в условиях изменяющейся окружающей среды только незначительной части современной молодежи удается избежать сложностей в самореализации. Проблема социальной адаптации актуальна при подготовке будущих специалистов, так как с ней напрямую связан уровень их дальнейшей профессиональной деятельности. В то же время не менее значимой и интересной является проблема психологической адаптации студентов, как личностей.
В первое время после поступления в вуз студент, как правило, сталкивается с множеством стрессовых ситуаций на почве социальных перемен, что чаще всего приводит к внутреннему напряжению и высокой тревожности. Под влиянием вышеперечисленного у студента может сформироваться неправильное, искаженное понятие его социальной роли, в зависимости от конкретных личностных характеристик студент может подменить настоящее ощущение взрослости рядом поведенческих действий, таких как вольная манера посещения занятия, изменение манеры общения, курение. Существует множество трудов по исследованию социально-психологической адаптации личности в различных коллективах, как российских, так и зарубежных авторов: Фрейд З., Е.В. Таранов, Олпорт Г., Роттер Д., А.И. Ходаков, М.Н. Будякина, А.А. Русалинова, Адлер А., Эриксон Э., А.М. Растова, Роджерс К., Н.А. Свиридов и другие.
П.А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [2, c.125].
Решающим фактором для начала процесса адаптации человека как динамического явления служит несоответствие между имеющимся опытом личности и новыми требованиями, выдвигаемыми окружающей средой, ее измененными условиями. Динамику самого процесса, показателями которой, как правило, выступают качественные изменения в манере поведения в незнакомой ситуации, определяет изменение процесса взаимодействия человека и окружающей среды, а также разрешение возникших противоречий посредством значительного преобразования поведения личности.
Большое значение имеет адаптация в поддержании необходимых соотношений человека и его окружающей среды. В ходе установления адекватного соответствия требований учебного заведения и личности обучающегося достигаются важные цели, обеспечивающие также соответствие уровня и специфики психической деятельности требованиям процесса обучения.
Психологическую адаптацию принято определять, как изменение психики личности под влиянием определенных условий окружающей среды, процесс так называемой «ломки» старого динамического стереотипа, а также установления нового. Сам динамический стереотип осуществляется в форме гармоничного взаимодействия больших полушарий головного мозга и представляет собой систему временных нервных связей, которые обуславливают некоторую последовательность и интенсивность ответных реакций психики и организма на какое-либо изменение внутренних или внешних воздействий.
Также адаптация занимает особенное место в становлении студента как личности, что обуславливается несколькими аспектами. В первую очередь, необходимо дать студенту верное направление в системе моделей поведения, так как такое направление на долгое время формирует личность студента, а также ориентацию его будущего развития. Во-вторых, формирование социально-психологического единства студенческого коллектива происходит именно в ходе процесса адаптации.
Принято полагать, что процесс адаптации идет все годы обучения. Только к третьему курсу вырабатываются важные для обучающего навыки ответственности, собранности и самоконтроля. Множество проведенных исследований показывают, что больше всех прочих подвержены проблемам адаптации студенты первого курса, поэтому именно во время первого семестра учащиеся нуждаются в поддержке.
Для первокурсника адаптивный процесс является продолжительным и непростым, к тому же колебательным, так как даже в течение одного дня несколько самых различных сфер сменяют друг друга: учебная деятельность, общение, самосознание.
Психолого-возрастные особенности адаптации учащегося обуславливаются степенью эмоциональной зрелости, внушаемости. К примеру, студенты из сельской и городской местности являются людьми с разным социальным уровнем, поэтому и период адаптации для этих двух групп будет отличаться.
Множество авторов научных работ выделяет несколько этапов процесса адаптации по их психологическому содержанию:
1. Предадаптация. Формируется психологическая установка на адаптацию.
2. Дезадаптация. Человек отвыкает от прежних обстоятельств и факторов среды.
3. Реадаптация. Человек переходит от привычных условий окружающей среды к другим, новым.
4. Десадаптация. Наступление неадаптированности человека, он оказывается в положении, когда неспособен подстроиться к изменившимся условиям окружающей среды.
Средой адаптации для студентов является образовательная система учебного учреждения, характеризуемая функциональными, а также структурными составляющими.
Если рассматривать адаптивную ситуацию более детально, то можно выделить несколько видов новых условий и протекающей в них деятельности:
· цели личности;
· деятельность, входящая в учебно-воспитательный процесс учебного заведения;
· окружающее общество;
· новая социальная среда для приезжих студентов, в частности для учащихся, переехавших из сельской местности в город, к которому необходимо адаптироваться.
Посредством бесед с студентами и преподавателями, а также социальных опросов и наблюдений был сформирован перечень основных проблем адаптации студентов первого курса к обучению в вузе:
· отсутствие готовности к полностью самостоятельному обучению;
· отсутствие у некоторых студентов желания учиться, трудолюбия;
· неправильное распределение времени и сил;
· неприспособленность к высоким требованиям преподавателей;
· отсутствие опыта работы с сравнительно большим объемом новой информации.
Адаптивная потребность бывает осознанной и неосознанной. Если потребность является неосознанной, студент ищет новые способы деятельности и поведения стихийно, методом проб и ошибок, поэтому адаптация проходит с существенными затруднениями, что замедляет этот процесс. Для учащегося удовлетворяться она может на двух уровнях:
· вузовский уровень – уровень, на котором происходит создание требуемых внешних условий реализации этой потребности;
· личностный уровень – уровень, на котором адаптивная потребность занимает позицию движущей силы самовоспитания и саморазвития обучающегося.
Если адаптации не происходит, студент вынужден преодолевать лишние трудности в изучении предмета.
Принято считать, что главное условие для эффективного процесса адаптации – целенаправленный педагогический контроль этого процесса. Управление адаптивным процессом в первые годы обучения в высшем учебном заведении является обязательным условием для обеспечения последовательного перехода от одной стадии процесса к другой.
Для большей успешности адаптации первокурсников необходимо:
1. Принятие во внимание трудностей адаптации студентов младших курсов при построении учебной программы;
2. Использование разнообразных методов обучения, направленных именно на обучение студентов выявлению всех сторон изучаемых проблем, а не только зазубриванию дисциплин;
3. Проведение курса «Введение в специальность», то есть получение первокурсниками четкого представления о избранной ими профессии, о процессе обучения со всеми подробностями;
4. Проведение у первокурсников адаптационных тренингов.
Список литературы:
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. – В сб.: Человек и общество. – вып.ХIII. – М.: Наука, 1973.
2. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. – Минск.: Слово, 1976. – С. 124–128.
3. http://new.elib.altstu.ru/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.