Влияние стиля родительского воспитания на уровень культурной конгруэнтности младшего школьника
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Влияние стиля родительского воспитания на уровень культурной конгруэнтности младшего школьника
В отечественной психологии, формирование социальной личности происходит в рамках ее культурного развития, а субъекта социума можно определить как субъекта культуры.
Культура является системой нормативных ситуаций (Н.Е. Веракса).
Развитие субъекта культуры происходит во взаимодействии самого субъекта с системой нормативных ситуаций. Во время данного взаимодействия субъект реагирует, сознательно отражает нормативные ситуации и в разной степени проявляет соответствие культурным нормам в своем поведении, общении, деятельности. Соответствие поведения человека конкретной нормативной ситуации Л.Ф. Баянова предлагает понимать как проявление субъектом культурной конгруэнтности.
Люди с высокой культурной конгруэнтностью являются основой социального (или культурного) общества. Они - носители культурных ценностей и, как следствие, гаранты сохранности культуры и данного общества, в целом.
Младший школьный возраст является периодом смены ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Содействуют этому такие качества младшего школьника, как: высокая эмоциональность и активность, стремление подражать, развитый уровень наглядно-образного мышления, а так же, высокая восприимчивость и стремление к развитию.
На основе выше перечисленных качеств у ребенка формируются и развиваются: словесно-логическое, абстрактное и конвергентное мышление, вербальные способности, аналитический склад ума, вся произвольная сфера контролируемая сознанием. Происходит стремительное развитие высших психических функций, которые служат фундаментом формирования системы культурных ценностей.
В данном периоде ребенок становится субъектом разнообразных видов человеческой деятельности. Его социальная активность стремительно возрастает и становится много разнообразнее, социальные отношения преумножаются. Такие социальные обстоятельства подразумевают большое количество культурно-нормативных ситуаций.
Ребенок в младшем школьном возрасте проживает наиболее благоприятный период для формирования личной системы культурных ценностей и освоения конвенциальных норм общества. Данные качества необходимы субъекту культуры, чтобы сознательно отражать нормативные ситуации и реагировать на них в соответствии с культурными нормами, другими словами, проявлять культурную конгруэнтность.
Выше сказанное определяет актуальность проблемы именно в младшем школьном возрасте.
Формирование социальной личности в рамках ее культурного развития происходит посредствам процесса интериоризации.
Культура, как система нормативных ситуаций, переходит извне во внутренний индивидуальный мир ребенка, наделяет его средствами познания, оценки и организации своего поведения.
Культура транслируется в индивидуальное сознание в определенных условиях – в условиях социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития характеризуется социальными взаимоотношениями младшего школьника с окружающими его людьми, главным образом, взрослыми, как сознательными носителями культуры. В результате таких взаимоотношений через трансляцию существующих в культуре правил и норм от взрослых к детям происходит социализация ребенка.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте приобретает явный характер нормативности, а культурная норма выражена в правилах и ритуалах. Это организует взаимодействие взрослого и ребенка: взрослый создает нормативную ситуацию, которая является культурным пространством, где ребенок присваивает правила данной культуры. В результате, изначально индивидное поведение ребенка в социальной ситуации меняется на культурное.
Ключевые факторы, регулирующие поведение младшего школьника в нормативной ситуации в большой степени, связаны со взрослыми. В младшем школьном возрасте круг значимых взрослых расширяется. Несмотря на это, роль семьи в развитии личности по степени влияния не может сравниться с другими социальными институтами. Семья – первый воспитательный институт в процессе интериоризации. А родитель занимает в этом процесс ведущую роль. В семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения.
Выше сказанное позволило сформулировать цель исследования, как выявление взаимосвязи стиля семейного воспитания и культурной конгруэнтности младшего школьника.
За основу исследования взяты две методики:
- «Методика определения уровня культурной конгруэнтности» на основе теоретического исследования Л.Ф.Баяновой;
- Методика определения стиля родительского взаимодействия (Д. Готтман, Д. Деклер).
Были выдвинуты гипотезы:
- Степень культурной конгруэнтности младшего школьника зависит от стиля родительского взаимодействия.
- У детей, чьи родители при воспитании используют стиль «эмоциональный воспитатель» степень культурной конгруэнтности будет выше, чем у детей, чьи родители используют иные стили воспитания.
В результате корреляционного анализа установлена взаимосвязь с уровнем культурной конгруэнтности младшего школьника и стилями родительского воспитания «Эмоциональный воспитатель», «Отвергающий» и «Неодобряющий».
Связь уровня культурной конгруэнтности и стиля «Эмоциональный воспитатель» положительная: чем более выражен в поведении данный стиль, тем выше уровень культурной конгруэнтности отмечается.
Связь стилей «Неодобряющий» и «Отвергающий» и уровня культурной конгруэнтности – отрицательная: чем более выражены данные стили, тем более низкий уровень культурной конгруэнтности отмечается у младших школьников.
В результате анализа устойчивой связи между стилем родительского взаимодействия «Невмешивающийся» уровнем культурной конгруэнтности младшего школьника не установлено.
Таким образом, обе гипотезы подтвердились.
Результаты исследования проанализированы и сделаны выводы о существенной значимости влияния семейного воспитания на уровень культурной конгруэнтности младших школьников
Изучение данного вопроса и результатов исследования, будут интересны и полезны при работе как в сфере семейного консультирования детско-родительских отношений, так и в сфере социальной работы в начальном образовании.