Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КАК НАЛОГОВОГО РИСКА

Конференция: CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Соколова А.Л. ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КАК НАЛОГОВОГО РИСКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(267). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(267).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КАК НАЛОГОВОГО РИСКА

Соколова Алина Леонидовна
студент, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль
Новикова Татьяна Юрьевна
научный руководитель, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В настоящее время отсутствует единая утвержденная методология оценки размера налоговой нагрузки организации. На практике имеют место случаи, когда одинаковые формулы используются и при расчете налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты. В рамках настоящей стати автором приведен анализ методологий оценки размера налоговой нагрузки.

 

Ключевые слова: налоговый риск, налоговая нагрузка, методология.

 

Одним из ключевых показателей при определении наличия и уровня налоговых рисков является показатель налоговой нагрузки. Показатель налоговой нагрузки являются ключевым. Существует несколько способов для оценки налоговой нагрузки у предприятия. При расчете данного показателя используются так называемые «подвижными формулами», потому что они изменяются в зависимости от изменений в налоговом законодательстве, исходят из особенности конкретного бизнеса, региональных показателей рентабельности деятельности. В связи, с чем во избежание ошибок рекомендуется применять совокупность нескольких методов в рамках комплексного подхода. Это позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а результаты исследования имеют практическую пользу при принятии управленческих решений [1].

Исходя из позиции федеральной налоговой службы, показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, то есть она не может быть:

перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);

уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами [2].

Принимая во внимание то, что деятельность коммерческих компаний направлена на извлечение прибыли в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности. В связи, с чем фактически  важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько сам объем прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов и обязательных платежей. В связи, с чем формулу, рекомендуемую Федеральной налоговой службы сложно считать эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании. Для налоговой службы первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность хозяйствующего субъекта [4].

Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации.  В ней также не разделяются налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные». Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.

Актуальным является определение границы, а именно момента, когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя. В практической деятельности в ситуации, когда величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, считается то, что  налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики. [3]

В связи с чем, предлагается уточнение методики рекомендуемой налоговой службой. Считаем необходимым учитывать не только соблюдение средних значений по отраслям, но и принимать во внимание рентабельность хозяйствующего субъекта.

 

Список литературы:
1. Замула Е. В. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации /Е. В. Замула, И. А. Кузьмичева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2024. № 8-3. С. 118-122.
2. Пилипенко А.А. Научное понимание оптимальности управления налоговыми рисками // Налоги. 2020. № 3. С. 12 - 16.
3. Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю. Налоговые риски компаний: интерпретация и опыт управления // Налоги. 2020. № 3. С. 17 - 21.
4. Щепотьев А.В. Влияние финансового показателя «налоговая нагрузка» на определение налоговых рисков // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 18. С. 30 - 41.