ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КАК НАЛОГОВОГО РИСКА
Конференция: CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КАК НАЛОГОВОГО РИСКА
Аннотация. В настоящее время отсутствует единая утвержденная методология оценки размера налоговой нагрузки организации. На практике имеют место случаи, когда одинаковые формулы используются и при расчете налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты. В рамках настоящей стати автором приведен анализ методологий оценки размера налоговой нагрузки.
Ключевые слова: налоговый риск, налоговая нагрузка, методология.
Одним из ключевых показателей при определении наличия и уровня налоговых рисков является показатель налоговой нагрузки. Показатель налоговой нагрузки являются ключевым. Существует несколько способов для оценки налоговой нагрузки у предприятия. При расчете данного показателя используются так называемые «подвижными формулами», потому что они изменяются в зависимости от изменений в налоговом законодательстве, исходят из особенности конкретного бизнеса, региональных показателей рентабельности деятельности. В связи, с чем во избежание ошибок рекомендуется применять совокупность нескольких методов в рамках комплексного подхода. Это позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а результаты исследования имеют практическую пользу при принятии управленческих решений [1].
Исходя из позиции федеральной налоговой службы, показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, то есть она не может быть:
перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами [2].
Принимая во внимание то, что деятельность коммерческих компаний направлена на извлечение прибыли в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности. В связи, с чем фактически важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько сам объем прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов и обязательных платежей. В связи, с чем формулу, рекомендуемую Федеральной налоговой службы сложно считать эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании. Для налоговой службы первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность хозяйствующего субъекта [4].
Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. В ней также не разделяются налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.
В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные». Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.
Актуальным является определение границы, а именно момента, когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя. В практической деятельности в ситуации, когда величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, считается то, что налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики. [3]
В связи с чем, предлагается уточнение методики рекомендуемой налоговой службой. Считаем необходимым учитывать не только соблюдение средних значений по отраслям, но и принимать во внимание рентабельность хозяйствующего субъекта.