ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Конференция: CLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Актуальность исследования. Одним из показателей уровня жизни любой страны мира является здоровье ее населения. Регулярные же занятия физической культурой оказывают самое положительное влияние на гормональную систему человека, улучшают иммунную и опорно-двигательную системы, поднимают и укрепляют моральное и физическое здоровье. Учитывая подобное влияние, физическая культура и спорт доказывает свою необходимость в жизни каждого человека и указывает на свою возрастающую актуальность развития и необходимость популяризации
Актуальность темы исследования предопределяется ее значимостью и возможностью практического использования полученных результатов непосредственно в работе. Изучение данной темы необходимо как в фундаментально-экономических (собственно научных), так и в прикладных целях (развитие и совершенствование стратегического управления).
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные теоретическим аспектам развития системы управления сферой физической культуры и спорта. Значительный вклад в исследование данных вопросов внесли труды
М.И. Золотова, В.Н. Зуева, A.A. Исаева, Б.Карлоффа, В.И. Криворучко, В.В. Кузина, Ю.Н. Федотова, К. Lipponen, A .J. Van der Graaf и другие ученые.
Информационной основой исследования послужили официальные материалы Министерства спорта Российской Федерации, официальные данные государственной статистики, материалы научно-практических конференций, научные публикации и монографии, материалы электронных ресурсов Internet, научно-исследовательские материалы, публикации в периодической печати.
Объектом исследования является Министерство спорта Российской Федерации. Предмет исследования – стратегическое управление сферой физической культуры и спорта на примере Министерства спорта Российской Федерации.
Сложившаяся управленческая практика исполнительной власти до сих пор ориентирована на решение задач, не выходящих за пределы среднесрочного горизонта. В органах государственной власти доминирует мнение, что сегодня в условиях сложной геополитической обстановки и нестабильности более продуктивным является принятие антикризисных стабилизационных планов с краткосрочным горизонтом планирования, чем стратегические планирование.
Цель политики сводится к обеспечению макроэкономической стабилизации и поддержанию бюджетной сбалансированности. При данной модели бюджетная политика является приоритетом по сравнению с задачами экономического роста, структурной и технологической модернизации, а стратегическое планирование как инструмент решения структурных проблем национального хозяйства уходит на вторые или даже третьи роли.
В настоящее время до сих пор отсутствует методология последовательной разработки цепочки документов стратегического планирования, отсутствуют взаимоувязанные целевые индикаторы. Таким образом, не реализуется главный принцип целевого планирования – принцип системности. На сегодняшний день в Российской Федерации уровень целеполагания перенесен на президентский уровень и существует в виде указов Президента и реализуемых национальных проектов.
Таким образом, все принимаемые стратегии призваны скорее «вписать цели указов и нацпроектов, хотя должно быть ровно наоборот: стратегия должна определять содержание указов и нацпроектов».
При этом указ Президента не может заменить полноформатную стратегию долгосрочного развития. Заявленные в указах цели важны, но вряд ли достаточны, чтобы обеспечить динамичный рост экономики в будущем. Указы затрагивают главным образом бюджетные сферы деятельности, за которые несут ответственность органы государственной власти, а это не более 40% ВВП страны. Кроме того, указ не содержит обоснования основных реформ и программ, механизмов и мероприятий, необходимых для достижения поставленных национальных целей.
Кроме ттого, в последние годы понятие стратегии российские чиновники массово подменяют тем, что принято называть планированием.
Отождествление плана и стратегии некорректно с точки зрения теории и практики управления.
При реализации же одного из основополагающих документов стратегического планирования - государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Госпрограмма) и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные социальные, финансово-экономические, административные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации Госпрограммы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей Госпрограммы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Госпрограммы существенными являются следующие риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных услуг, снизить их доступность и сократить инвестиции в инфраструктуру спорта высших достижений.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в реализации Госпрограммы. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число лиц, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, снизит степень конкурентоспособности российского спорта.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Существенным риском является неоднородность финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, что может привести к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в установленных сферах деятельности.
К рискам реализации программы следует также отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Госпрограммой. В качестве административных рисков могут выступать позднее заключение государственных контрактов, некачественная подготовка обосновывающих материалов при реализации и корректировке программных мероприятий и другое.
Меры управления рисками реализации Госпрограммы основываются на следующем анализе.
Наибольшее отрицательное влияние на реализацию Госпрограммы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков.
В рамках Госпрограммы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Госпрограммы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры и спорта;
своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Госпрограммы.
Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Госпрограммы, а также на основе:
обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;
совершенствования межрегионального и межведомственного взаимодействия.