ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
Взаимодействие между представителями власти и частным сектором существуют с момента зарождения государства. Благодаря большому опыту, власть и бизнес многих стран на сегодняшний день успешно сотрудничают, что является важнейшим фактором устойчивого развития страны.
Первоочередно, необходимо четко сформулировать понятие «взаимодействие». С философской точки зрения взаимодействие – это всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении [13]. Более современное, экономическое определение выглядит следующим образом: взаимодействие – это участие в общей работе, деятельности, совместное осуществление операций и сделок, сотрудничество [2, с.14].
Российский политолог Косолапов Н.А. видит взаимодействие, как процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, информации и т.п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь [10]. Другие специалисты трактуют взаимодействие как деловые отношения между бизнес - структурами и субнациональными органами власти, в рамках которых формируются социальные, экономические связи, преследующие цель оптимизации использования ресурсов [4, с.2]. С нашей точки зрения данное определение наиболее точно раскрывает вопрос взаимодействия бизнеса и власти. В понятии «взаимодействие» фиксируются «прямые» и «обратные» воздействия субъектов друг на друга, обмен информацией, формы кооперации в различных ситуациях сотрудничества.
Одной из первых форм договорных отношений между государством и предпринимателями является концессия.
Прообразом концессии (от латинского concessio – уступка, разрешение, льгота) – являлся откуп, то есть передача государством за определённую плату и на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, слабости коммуникаций и финансовых затруднений государства.
Концессия возникла в Древнем Риме как договор на передачу государственных объектов инфраструктуры в управление частным лицам за определенную плату, где муниципы (самоуправляющиеся общины) использовали заключение концессий на объекты транспортной инфраструктуры (порты, почтовые станции), объекты торговли и сферы услуг (рынки, бани) [9].
К примеру, во времена правления Октавиана Августа (род. 63 г. до н.э.) племени Салази был передан в концессию перевал Сен-Бернар в Альпах, через который проходил главный путь, соединявший Север Италии с центральной Европой) [5]. В свою очередь, для поддержания хорошего состояния перевала и обеспечение проводников, племя взымало плату за проход.
С 16 века в таких странах, как Франции и Великобритании, власти привлекали частных предпринимателей, чтобы развивать за их счет экономическую деятельность, которая обеспечивала предоставление транспортных и коммунальных услуг гражданам. В рамках этой бизнес-модели государство передавало частному предпринимателю некое право, например, право взимания платы с потребителя за пользование или оказание услуги, которая предоставлялась в обмен на новое строительство, реконструкцию или модернизацию объектов (системы объектов) общественной инфраструктуры за счет частного инвестора [5].
Помимо концессии, есть и другие виды взаимодействия, чья история уходит корнями в глубокую древность. Например, документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Налоги выполняют фискальную функцию - являются основным источников финансовых ресурсов для любого государства, а так же экономическую, как стимулирующую, и контроль за действенностью проводимой экономической политики государства. Без формирования рациональной налоговой системы, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и позволяет проводить эффективную бюджетную политику, невозможно полноценного функционирования экономики.
Налогообложение как обязанность свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы [11].
В формировании социальных связей существенную роль играет благотворительность и меценатство. Меценатство возникает в период после появления государства, более точное время назвать трудно. Представители искусства всегда находились в зависимом положении от наделенных властью и богатством людей. В период абсолютной монархии меценатство существует в форме пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей. Так же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них [14]. Расходы на благотворительность так же уменьшали налогооблагаемую базу. Благотворительность активно развивалась до образования Советского Союза. Ее возрождение началось в 90-е года прошлого века. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135 – ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установил, что «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [12]. Данные формы связи государства и бизнеса являются взаимовыгодными.
По мере развития общества выдвигались различные теории относительно государственного регулирования экономики, сущности и роли рыночного механизма.
Впервые идеи взаимодействия властных и предпринимательских структур были сформулированы в концепции классической политической экономии, которая активно развивалась в конце XVIII века – 30-х гг. XIX века. Основателем теории является английский экономист Адам Смит. Он доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания, приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Главным условием достижения таких результатов является требование реализации и гарантии основных экономических свобод для всех субъектов хозяйственной деятельности: свободу выбора сферы деятельности, свободу принятия решений, свободу конкуренции и свободу торговли. Основная функция государства при рыночной экономике – создание правовых рамок предпринимательской деятельности, поддержание условий развития рынка и проведение антимонопольных мероприятий. Роль бизнеса сводится к пополнению государственного бюджета за счет налогов. Таким образом, происходит выгодное для обоих сторон взаимодействие: государство создает благоприятные условия для ведения бизнеса, а бизнес, в свою очередь, пополняет финансовое обеспечение государства с помощью налогов.
Возникнув как теория, марксизм прошел практическую проверку, начиная с революций 1848–1849 гг. в Западной Европе. Марксизм предполагает значительную роль государства в экономике, его определяющую роль. Частная собственность, а следовательно и рыночные отношения, не нашла отражения в теориях К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм определял предпринимательство, в частности, тяжелую промышленность, ведущим фактором развития общества. Диалог, как способ реализации взаимодействия бизнеса и власти, существует в форме обеспечение властью социальных гарантий и устойчивого спроса в виде государственного заказа, а со стороны производителей - создание оговоренного количества продукции [3, с.8].
Неоклассическая теория берет свое начало в 1870 – е годы. Представителями данной теории являлись У.С. Джевонс, Л. Вальрас, Дж.Б. Кларк, И. Фишер, А. Маршалл, А. Пигу. Подход неоклассического направления предполагает, что всякое вмешательство государства в действие рыночных сил наносит им большой ущерб. Принцип диалога власти и бизнеса предполагает свободное развитие рынка в рамках законодательства и минимальное вмешательство государства. Государство поддерживает порядок, охрану и защиту частной собственности и конкуренции, т.е. создает благоприятные экономические условия для эффективного функционирования предпринимательства. Важнейшим средством стимулирования предпринимательства со стороны государства неоклассическая теория считает налоговую политику.
Основы кейнсианского направления были заложены английским экономистом Дж. М. Кейнсом в 30-е гг. XX века. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые, кредитно-денежные регуляторы для поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Главная роль отведена государственному воздействию на инвестиции. Взаимодействие властных и предпринимательских структур выглядели следующим образом: крупные производители обеспечивают устойчивый экономический рост, государство частично руководит процессом производства и гарантирует устойчивый спрос на продукцию. Помимо Англии и США кейнсианские рекомендации применялись в Японии и Швеции.
Теоретические концепции экономиста Ф. Перру нашли практическое применение в реализации государственных планов экономического развития во Франции в 40-е года ХХ в, определивших национальное своеобразие макроэкономического дирижизма. Дирижизм - это политика активного вмешательства государства в экономику, где соблюдаются принципы индикативного (рекомендательного) государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики, в сотрудничестве власти и бизнеса главенствующими являются органы государственной власти. Субъектами дирижизма являлись предприятия, организации, учреждения различных форм собственности и потребители, которых государство ограничивало в экономической самостоятельности, направляя их деятельность в нужное русло. Государство косвенно регулирует предпринимательскую деятельность: создаётся «коридор», в рамках которого предприятиям предоставляются «экономические бонусы», которые теряются, при выходе за пределы данного «коридора» [7].
Безусловно, деловые отношения предпринимательства с государственным аппаратом развивались и в России. Мероприятия некоторых монархов, проводимые с целью поддержки предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты не всегда отличались преемственностью и системностью. В результате развитие предпринимательской деятельности в России носило скачкообразный характер, а так же большое влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций становления российского предпринимательства.
С XIV века взаимосвязь характеризуется полной подчиненностью предпринимательской деятельности от правительства, начинают складываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития. Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Становление крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а превосходством крупной торговли перед мелкой.
В период Петровских преобразований развитие крупного предпринимательства в сфере производства шло совершенно иными путями. В этот период именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. В целях стимулирования расширения действующих производств использовались различные льготы. Казна приобретала изготовленные изделия вновь созданными предприятиями обеспечивался. А в тех случаях, когда товары не требовались казне, сбыт фабричных изделий обеспечивался высокой привозной (таможенной) пошлиной, а иногда прямым запрещением ввоза иностранных товаров того же рода или даже монополией производства и продажи, предоставленной отдельным фабрикантам. Отличительной чертой методов государственной поддержки предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной характер.
В послепетровское время государственные меры поддержки предпринимательской деятельности пополнились новыми видами льгот. Первая четверть XIX века ознаменовалась реформами Александра 1, использовались новые методы и средства государственной поддержки предпринимательской деятельности. Это - первые профессиональных журналы для предпринимателей («Северная почта» и «Журнал мануфактур и торговли»), издававшиеся засчет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательской деятельности (Горный кадетский корпус - 1804 г., Технологический институт – 1826 г.) [1, с. 121].
Во второй половине XVIII века императрица Елизавета Петровна предоставляла дворянам льготы и привилегии, что повышало устойчивость крепостного хозяйства. Было проведено четыре акции в этом направлении: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание [6].
Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х годов) проявлялась, прежде всего, в помощи мануфактурному капиталу, отраслям, обслуживающим непосредственно потребности казны, при этом увеличивая ответственность предпринимателей за расходование и возврат выделяемых из государственного казначейства кредитов. Следует отметить реформы 1860-х годов (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному), они привели к резкому подъему частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства [1].
С конца XIX века в России начинает восстанавливаться значение государственного предпринимательства по средствам усиления вмешательства в предпринимательскую деятельность. Проводятся крупные финансовые мероприятия с целью обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства.
В советское время вопроса о взаимодействии бизнеса и власти не существовало по причине отсутствия рыночной экономики и частной собственности на предприятия. Данная проблема вновь стала актуальна в период перехода к рыночным отношениям.
В сфере взаимоотношений российского государства и бизнеса в конце XX века Поварич И.П. и Шабашев В.А. выделяют пять ключевых этапов [8].
Первый этап (1990–1996 гг.) характеризуется определяющей ролью государства. Руководители исполнительной власти устанавливали, кто из бизнесменов будет лидером, а кто нет, в ходе процесса приватизации. Лидером становился тот, у кого получилось выстроить оптимальные отношения с первыми лицами структур власти. При этом главным было заручиться поддержкой со стороны не столько институтов, сколько конкретных лиц. Заключались взаимовыгодные соглашения, основанные на теневых отношениях.
На втором этапе (1996–1998 гг.) крупный бизнес, получивший прочную экономическую основу, стал важным политическим фактором, его роль превышала даже ресурс публичных государственных институтов. В то же время сам крупный бизнес переживал период расслоения. Наиболее активная и агрессивная его часть продолжила экспансию, что привело к так называемым олигархическим войнам. Приближенные к власти бизнес-группы, входя в коррупционные отношения с представителями власти, которые оказывали значительное влияние на передел и делёж собственности, а так же на направления финансовых потоков, становились лидерами.
Третий этап (1998–2000 гг.) отметился кризисом «олигархической» модели экономики, связанным с дефолтом в 1998 году. При этом, произошел естественный отбор, погибли аутсайдеры, а крупнейшие структуры, по большей части избавившись от финансовых институтов (или сделав их менее приоритетными), смогли сохранить свое положение в экономике. Чтобы выжить, многие бизнес-группы соглашались с действиями нового правительства в отношении бизнеса, а другие – отказывались, выражая протест. Это доказывало, что несмотря ни на что власть может быть даже при олигархии как институт власти.
Четвертый этап (2000–2003 гг.) характеризуется как время компромисса между властью и «олигархией». Крупному бизнесу предлогалось отказаться от глобальных политических амбиций и принять новые правила игры, установленные государством. Они подразумевали необходимость следовать общей политической линии в основных вопросах (информационная политика, реформа властной вертикали, чеченская проблема и т.д.). Новые правила категорически запрещали любые медийные кампании, направленные против президентской власти. Государство предложило бизнесу схему диалога посредством Совета по предпринимательству при правительстве и периодических встреч президента с руководством РСПП, в состав которого вошли представители крупных бизнес-структур.
С 2003 г. наступает очередной этап в развитии отношений бизнеса и государства. Президентская власть критически воспринимала ограниченность своих ресурсов в ряде ключевых экономических вопросов, связанных с деятельностью крупных компаний - от налогообложения сырьевых отраслей до приватизации. Кроме того, государство стало еще более заинтересованным в том, чтобы заставить бизнес делиться. Одним из самых эффективных способов системного «давления» на бизнес является концепция корпоративной социальной ответственности.
В 2004–2005 гг. разрабатываются стратегии и концепции развития приоритетных секторов экономики, бизнеса и образования. Приоритетной целью являлись создание дополнительных возможностей для реализации конкурентоспособности российской экономики и бизнеса, а также снятие структурных ограничений их развития. Правительство направляет свои силы на государственное регулирование бизнес-процессов, внедрение новейших инновационных технологий.
В 2008 г. сформировалось новое Правительство, в полную силу заработали в новой Государственной Думе парламентские партии. В рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 №1662 - р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» началась реализация новых и продолжение принятых ранее программ модернизации страны. Расширяется диалог власти и бизнеса, происходит рост сектора малого и среднего бизнеса, а одно из приоритетных направлений государственной экономической политики. - формирование цивилизованного рынка и высокой деловой культуры [8].
В настоящее время российская система государственного регулирования бизнеса и экономики находится в процессе интенсивного развития. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяет задачи и направления действий исполнительной власти, в том числе, в сфере управления экономикой и бизнесом. В связи с посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» власть должна выстраивать отношения с бизнесом, как с равным партнером.
Можно сделать вывод, что историческое развитие сформировало относительно устойчивые и довольно разнообразные типы отношений между государством и бизнесом. В настоящее время проблемы взаимоотношений государства и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест для каждой страны, бизнес по праву превратился в самостоятельный субъект экономической и социальной жизни, что обусловило важную проблему согласования интересов государства, бизнеса и народа.