Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Алейников С.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(213). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(213).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Алейников Степан Андреевич
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Симхович Валентина Александровна
научный руководитель, д-р социол. наук, проф., Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

На сегодняшний день современная система образования представляет собой сложную институциональную среду, которая выполняет целый ряд важнейших функций, как, например, предоставление образовательных услуг, социализация индивида, просвещение общества и т.д. Университеты в современном мире перестают быть сугубо образовательными организациями. Учреждения высшего образования превратились в полноценных акторов, которые активно влияют на социальную сферу и жизнедеятельность общества. При этом подобная трансформация не могла бы произойти без влияния процессов глобализации, цифровизации и мультикультурализма. Данные явления позволили во многом расширить географические границы сферы образования и «разнообразить» аудиторию обучающихся. Одновременно с этим увеличилась и конкуренция между самими университетами. Возможность выйти на новые «рынки абитуриентов» включило университеты в конкурентную борьбу, в рамках которой им предстоит не только предоставить качественное образование, но и учесть потребности новой аудитории, которая может сильно отличаться из-за многообразия культурных особенностей.

Подобная ситуация весьма схожа с процессом актуализации КСО в рамках бизнес организаций, когда под влиянием процессов глобализации, обострения конкуренции и роста влияния ТНК со стороны общества возник ответный спрос на «ответственное» видение бизнеса [1]. Теперь корпорации должны не просто предоставлять качественные товары и услуги, но также обязаны учитывать интересы местных сообществ, соблюдать национальное законодательство, заботиться о сохранении окружающей среды и принимать активное участие в решение социальных проблем. В контексте этих тенденций и вызовов, концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) приобретает все большую значимость и перспективы применения в учреждениях высшего образования.

Современные студенты все чаще ищут не только качественное образование, но и те университеты, которые активно и эффективно вносят свой вклад в социальное и экологическое благополучие общества [2]. Они стремятся к образовательным институциям, которые не только предоставляют им знания и навыки, но и обеспечивают возможности для развития их социальной и гражданской ответственности. Более того, общественное мнение и репутация университетов приобретают все большее значение в цифровой эпохе социальных сетей и мгновенной коммуникации. Отрицательные отзывы или критика могут распространяться крайне быстро и иметь серьезные последствия для привлекательности и статуса университета. Активно внедряя принципы социальной ответственности, учебные заведения могут управлять своей репутацией, укреплять доверие заинтересованных сторон и достигать высоких результатов в рейтингах и репутационных списковых оценках. Университет, активно вкладывающийся в социальное и экологическое благополучие, приобретает репутацию ответственного и прогрессивного образовательного учреждения, что может привлечь студентов и высококвалифицированных преподавателей, новых партнеров и спонсоров.

Одним из ключевых аспектов внедрения принципов социальной ответственности в системе высшего образования является реализация стратегии устойчивого развития и ее целей. Учреждения высшего образования имеют большой потенциал не только в реализации самих целей устойчивого развития (в частности, цель №4 - Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [3]), но и в популяризации данных целей среди будущих поколений. Это, в свою очередь, способствует формированию у студентов понимания важности баланса между экономическими, социальными и экологическими аспектами их будущей профессиональной деятельности.

Ещё одним важным преимуществом реализации вузом принципов социальной ответственности является расширение образовательных возможностей. Данная практика способствует развитию устойчивого образования, которое, в свою очередь, основано на целях устойчивого развития.  При таких условиях студенты будут не просто ориентированы на удовлетворение собственных потребностей, но и будут вносить посильный вклад в сохранение и улучшение окружающей и социальной среды для будущих поколений. Университеты, внедряющие устойчивые практики в учебные программы, помогают студентам развивать навыки и знания, необходимые для решения современных экологических и социальных проблем.

Сами университеты могут стать платформами для проведения исследований и разработки социальных инициатив. Студенты под руководством преподавателей могут принимать участие в исследовательских проектах, направленных на поиск инновационных решений для улучшения качества жизни в обществе. Они могут разрабатывать программы социального предпринимательства, участвовать в деятельности некоммерческих организаций и применять свои знания и навыки на практике, создавая таким образом качественно новую социальную среду.

Подобное отношение к образовательному процессу не только способствует укреплению репутации университета, но и повышает его конкурентные позиции на современном рынке образования. Для высших учебных заведений важно осознавать меняющиеся приоритеты для своих нынешних и будущих студентов и стимулировать их деятельность на позитивное воздействие на мир. Так, согласно опросу, проведённому The home of  youth research, почти 80% молодых людей обеспокоены текущими экологическими проблемами [4]. Отчёт  MNI Targeted Media показал, что 56% представителей поколения Z считают себя социально сознательными людьми, а более 50%  указали на социальную направленность бренда как на нечто, что повлияло на их решения о покупке [5]. 

Подобные тенденции не могли остаться без внимания со стороны самого образовательного сообщества. Так, международная организация Quacquarelli Symonds, специализирующаяся на оценке рейтингов университетов, разработала собственную систему оценки высших учебных заведений в области социальной ответственности на основе 4 критериев:

  1. Наличие фондов для общественных инвестиций и благотворительной деятельности.
  2. Организация волонтерских часов для вклада в сообщество и благотворительную деятельность.
  3. Развитие человеческого капитала.
  4. Экологическая политика [6].

Помимо этого, университеты уже сейчас внедряют различные социальные инициативы в рамках собственных образовательных программ. Подобное совмещение не только повышает репутацию университета, но и позволяет студентам внести вклад в развитие местных сообществ, а также помочь уязвимым группам населения, применив свои знания на практике.

Например, Университет Калифорнии в Беркли предлагает программу «BTEP» (Berkeley Teacher Education Program). В рамках данной программы студенты факультета образования работают в качестве учителей-практикантов в школах местных регионов, население которых имеет низкий уровень образования. Они помогают ученикам развивать навыки чтения, повышать грамотность и улучшать понимание текста. Программа Berkeley Teacher Education Program не только способствует повышению уровня образования у студентов, но и создает позитивное влияние на местное сообщество и экономику региона [7].

Организация «Oxford Pro Bono Publico», основанная на юридическом факультете Оксфордского университета, предоставляет бесплатные юридические исследования, особенно в области международного и сравнительного права, частным лицам и организациям, которые сами работают на безвозмездной основе. В частности, студенты, аспиранты и руководители юридического факультета готовят или помогают в подготовке кратких отчетов об исследованиях, экспертных заключений, сводок amicus curiae, политических представлений и отчетов [8].

Научно-исследовательское учреждение «Center for Environmental and Health Sciences» создано при университете Хоккайдо для всех заинтересованных сторон университета в апреле 2010 года. Его цель – создание прочной организационной структуры, которая будет способствовать разработке новых исследовательских проектов, их продвижению и развитию человеческих ресурсов в области “окружающая среда и здоровье”. Данный центр активно взаимодействует с местным сообществом и оказывает практическую помощь в решении проблем, связанных с окружающей средой и здоровьем [9].

Таким образом, внедрение принципов социальной ответственности в деятельность университетов является важным и перспективным направлением развития современного высшего образования. Интеграция социальных программ в образовательный процесс дает студентам возможность применять свои знания и навыки на практике, решать реальные социальные проблемы и вносить позитивный вклад в развитие местных сообществ. В результате университет не только повышает качество предоставляемого образования, но и улучшает свои конкурентные позиции на мировом образовательном рынке.

 

Список литературы:
1. Симхович, В. А. Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса: монография / В.А. Симхович. — Минск: Мисанта, 2011. — 199 с.
2. Kaźmierczyk E. Social participation of Russian and Polish students in urban development [Электронный ресурс] / E. Kaźmierczyk [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 5. – 23 т. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-1 (Дата обращения: 05.06.2023).
3. Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [Электронный ресурс] // Организация объединённых наций. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (Дата обращения: 04.06.2023).
4. YOUNG PEOPLE AND THE ENVIRONMENT [Electronic resource] // UK Tribes. – Mode of access: https://www.uktribes.com/report/young-people-and-the-environment (Date of access: 05.06.2023).
5. MNI Targeted Media Releases Data to Help Marketers Win Gen Z-ers [Electronic resource] // GlobalNewswire. – 8 May 2018. – Mode of access: https://www.globenewswire.com/news-release/2018/05/08/1498624/0/en/MNI-Targeted-Media-Releases-Data-to-Help-Marketers-Win-Gen-Z-ers.html (Date of access: 06.06.2023).
6. Rating universities on social responsibility: QS Stars [Electronic resource] // QS World University Rankings. – 2 September 2022. – Mode of access: https://www.topuniversities.com/qs-stars/qs-stars/rating-universities-engagement-qs-stars (Date of access: 04.06.2023).
7. BTEP Identity: Who We Are and Strive to Be [Electronic resource] // UC Berkeley. – 21 September 2018. – Mode of access: https://bse.berkeley.edu/BTEP-identity (Date of access: 04.06.2023).
8. Oxford Pro Bono Publico [Electronic resource] // University of Oxford. – Mode of access: https://www.law.ox.ac.uk/oxford-pro-bono-publico (Date of access: 05.06.2023).
9. About Us [Electronic resource] // Hokkaido University Center for Environmental and Health Sciences. – Mode of access: https://www.cehs.hokudai.ac.jp/en/about-us (Date of access: 06.06.2023).