Статья:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТОМСКИХ ВУЗОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Титова В.О., Гилев А.С. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТОМСКИХ ВУЗОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(17).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТОМСКИХ ВУЗОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Титова Валерия Олеговна
студент 1 курса магистратуры, кафедры Социальной работы, НИ ТГУ, РФ, г. Томск
Гилев Артем Сергеевич
студент 1 курса магистратуры, каф-ры Общей и педагогический психологии, НИ ТГУ, РФ, г. Томск
Подкладова Татьяна Дмитриевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры Социальной работы, НИ ТГУ, РФ, г. Томск

 

При рыночных реалиях и ориентацию на социальное государство российского законодательства игнорировать важность подготовки специалистов помогающих профессий и их дальнейшую адаптацию на рынке труда, невозможно. В университетах становится все больше направлений, связанных с оказанием помощи людям в адаптации, интеграции и реабилитации в обществе. Наиболее важно, как индивидуально будущим специалистом происходит самоопределение или уход от выбранной профессии, под влиянием каких факторов, насколько применимыми оказываются знания и навыки по профессии полученные в ВУЗе?

Выбор молодежью своего профессионального пути является крайне интересным и многоаспектным объектом для исследования. Мы провели анкетирование среди студентов 1 и 4—5 курсов помогающих профессий (социальные работники, педагоги, психологи и т. д.) с целью выявить их собственные представления о возможностях трудоустройства по специальности, изучили основные представления о собственной специальности студентами — до получения профильного образования и после. Таким образом, сравнивая степень влияния высшего образования на мнения студентов, рассмотрим наиболее популярные мотивы:

Таблица 1.

Что Вас привлекло в своей специальности из нижеперечисленных факторов при поступлении?

Факторы

(от самого значимого к менее)

 

Студенты 1 курса

 

Студенты-выпускники

1

Престиж университета, факультета, кафедры;

2

Востребованность специалистов на рынке труда;

3

Наличие бюджетных мест;

Перспективы карьерного роста по своему профилю;

4

Несложная учебная программа;

Хотел(а) в будущем работать с людьми;

5

Возможность работать по специальности в другом регионе, стране;

Наличие бюджетных мест;

Возможность заниматься научной деятельностью;

Таким образом, студентов первого курса привлекает больше внешняя сторона профессии и условия получения образования, когда из мотивов студентов 4—5 курсов мы видим большее стремление к самореализации в профессии, отражающие склонность к данной деятельности (работа с людьми, возможность заниматься наукой). Студенты с каждым годом становятся прагматичнее в выборе образования и специальности?

В современных условиях профессиональное самоопределение задается не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание и т. п.), сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии (материальные трудности с платой за обучение, проезд, проживание в другом городе, престиж профессии и т. п.) [3, c. 45]. Поэтому сужается свободный выбор и профессии, и конкретного ВУЗа.

Нереализованность профессиональных предпочтений, случайность выбора профессии, полученной вопреки субъективным намерениям, имеет многообразные социальные риски-последствия, как для индивида, так и для социума, в том числе слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по полученной специальности.

Проведем следующий анализ положительных ожиданий от специальности у студентов:

Таблица 2.

Что для Вас наиболее важно в будущей работе, профессии?

Значимость

(к менее значимому)

 

Студенты 1 курса, %

 

Студенты-выпускники, %

1

Возможность принести пользу людям (29 %)

Творческий интересный характер работы (24 %)

2

Творческий, интересный характер работы (23 %)

Возможность полнее реализовать свой потенциал (самореализация) (19 %)

3

Возможность получать высокие доходы (22 %)

Возможность принести пользу людям (18 %)

В обеих группах популярен критерий «Творческий интересный характер работы» и «Возможность принести пользу людям», что говорит о соответствии склонностей студентов к деятельности специалистов помогающих профессий. Мы видим карьерные ориентации у студентов 1 курса — «Возможность получать высокие доходы», у студентов 4—5 курсов — «Возможность полнее реализовать свой потенциал», что говорит о положительной ориентации развития себя молодым человеком, как профессионала, наличию стремления развиваться.

Отметим также нарастающую значимость образования специалистов помогающих профессий для формирования профессиональной и жизненной карьеры в связи с общим социальным развитием. Специфика современной России проявляется и в изменении роли образования в процессах социальной мобильности. Важный момент функционирования ВУЗа связан с его «запускающей» ролью (наряду с другими факторами) в размещении людей по различным позициям профессиональной структуры, в формировании профессиональной и жизненной карьеры. Образование выступает здесь как сфера реализации жизненных интересов. При этом общее образование — своего рода «пропуск» к определенным уровням специального образования, а специальное образование непосредственно связано с размещением по позициям профессиональной структуры. Таким образом, сам институт высшей школы нацелен на формирование мотивации к благоприятному профессиональному росту студента после окончания учебного заведения [2, c. 18]. Далее мы рассмотрим, насколько различаются предположения студентов об уровне заработной платы по первому месту работы.

Таблица 3.

Укажите уровень ожидаемой заработной платы (р/мес) по выходу из университета?

Ожидаемый уровень заработной платы после выпуска

Студенты

1 курса, %

Студенты-выпускники, %

А) От 5000 до 10000 т. р.;

2

8

Б) От 10000 до 15000 т. р.;

4

13

В) От 15000 до 20000 т. р.;

20

20

Г) От 20000 до 25000 т. р.;

24

28

Д) От 25000 до 30000 т. р.;

22

15

Е) От 30000 и больше;

26

13

Ж) Другой вариант.

2

3

Большинство студентов (и 1 и 4, 5 курсы) ожидают уровень заработной платы при выходе на рынок труда от 20 до 25 т. р. Очевидно завышенный показатель у 1 курса — большинство предполагают заработную плату по выпуску из ВУЗа больше 30 т. р. Далее мы оценим, насколько реалистичны ожидания из соотнесения со сферами, в которых намерены работать студенты после выпуска.

Таблица 4.

В какого типа учреждении Вы бы хотели работать?

Типы организаций

Студенты

1 курса, %

Выпускники, %

Государственное учреждение (мед.учреждение, соц.реабилитационный центр, школа и т. д.)

18

14

Органы власти (департаменты, администрация, местные муниципалитеты и т. д.)

45

29

Бизнес/коммерческая организация

25

43

Общественная организация

11

10

Другой вариант

1

4

Большинство опрошенных 1 года обучения заинтересованы в работе в органах власти, а нынешние выпускники желают трудоустроиться в коммерческие организации. Таким образом, ожидания заработной платы свыше 30 т. р. первокурсниками при работе в органах власти в действительности труднореализуемы.

Можно также выделить общую тенденцию, что большинство студентов, как первокурсников, так и выпускников, хотят работать в органах власти и коммерческих организациях.

 

Список литературы:

  1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26—27 октября 2005 г.). Кн. III. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 196 с.
  2. Константиновский Д.Л. Когда наступает время выбора / Изд-во Русского православного гуманитарного института, Спб., 2001, — 387 c.
  3. Семенова Л.А. Вхождение в профессию / Научный вестник Волгоградской академии государственной службы, cерия: Политология и социология, изд-во ВАГС, № 1, 2009. — 75 с.