ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативных умений.
Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что главное место в процессе социально-педагогической адаптации занимают проблемы общения, приобретения коммуникативных умений.
В связи с этим особое внимание привлекают к себе формы и методы обучения детей с психофизическими нарушениями.
Вопросами развития коммуникативных умений учащихся занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Т.Н. Ушакова, А.В. Мудрик, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева и др.
Особенно актуальной на современном этапе развития специальной педагогики является проблема развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение в котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. Учащимся с задержкой психического развития свойственно неравномерное нарушение психических функций, их речь зачастую имеет выраженные нарушения. У них прослеживается ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических категорий, слабые фонетические характеристики речи. Несформированность речевых способностей неизбежно приводит к трудностям организации коммуникативной деятельности, что в свою очередь, предопределяет недостаточную произвольность учебной деятельности. Дефицитарность одного из компонентов коммуникации влечет искажение процесса за счет смещения иерархии целей и невозможности последовательно их осуществить [1].
Кроме проблем, связанных с речью, у младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в другом компоненте коммуникативной деятельности – социальной ситуации общения, что выражается в неадекватных способах общения детей, избегании контактов и эффективного взаимодействия, неумении применять социальные эталоны и тяжелой адаптации к условиям, когда отсутствуют близкие люди. Причина такого явления заложена в не сформированности эмоциональной сферы, которая проявляется в тревожности, легкой фиксации страхов, иногда в агрессивности, негативизме [4].
Достаточно эффективно выстраивать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития в условиях группы продлённого дня.
Группа продленного дня представляет собой объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы в соответствии с уставом и планом работы заведения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ – главная цель работы группы продленного дня. В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия, цель и задачи их организации на каждый день. Основными направлениями планирования являются: сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение воспитанности учащихся.
Планирование работы в группе продленного дня предусматривает проведение групповых занятий, конкурсов, спортивных соревнований, стартов и других культурно-массовых мероприятий, способствующих укреплению здоровья учащихся, учат учащихся правил безопасного поведения во время учебно-воспитательного процесса и в быту, а так развитию коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития [2].
В условиях группы продленного дня учащиеся вступают в общение со сверстниками, они могут спорить, решать проблемы возникающие в процессе взаимодействия.
Достаточно часто в процессе работы в условиях группы продленного дня с детьми организовывается проведение игр и интерактивных упражнений. Достаточно эффективными в процессе развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития являются такие интерактивные упражнения как: «Микрофон», «Загадочные домики», «Удалить лишнее», «Пять слов-три слова», «Чтение с предсказанием», «Незаконченные предложения».
Они позволяют интересно повторить изученное на уроке и хорошо выполнить домашнее задание и как следствие позволяют вступить в коммуникативное взаимодействие обучающимся [3].
Чрезвычайно интересной в воспитательном плане в условиях группы продленного дня является игра «Светофор вежливости».
Педагог называет реплики, а дети с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цвета сигнализируют, где правильно ли поступают дети, а где нет. Если дети поступают неправильно, то объясняют, как нужно поступать.
Это побуждает к развитию коммуникативных умений, навыков критического мышления, формирует умение оценивать поступки людей и свои собственные поступки [2].
Таким образом, резюмируя все выше изложенное в рамках данной статьи отметим, что процесс развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития достаточно эффективно реализовывать в условиях группы продлённого дня.
На занятиях в группе продленного дня педагог осуществляет целенаправленное обучение учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом.
В процессе проведения мероприятий в условиях группы продленного дня педагог учит детей выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.