Развитие Дзюдо в городе Омске
Секция: Педагогика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Развитие Дзюдо в городе Омске
Сегодня здоровый образ жизни очень важен для жителей города Омска и Омской области, а особенно этому уделяют огромный интерес дети. Они начинают заниматься с малых лет и многие добиваются вскоре успеха в каком-либо спорте, а именно мы обсудим «дзюдо».
Идея развивать в Омске новый увлекательный вид спорта – дзюдо – возникла у тренера областного совета «Динамо» по самбо Анатолия Алексеевича Хмелева. Идея эта зародилась в начале 70-х годов 20 века. Но для этого он потратил много сил и энергии. Тогда дзюдо, как и близкая ему по духу борьба самбо, считалось боевым видом спорта. И естественно его начали развивать динамовцы.
Первых помощников в своём не простом деле энтузиаст Хмелев А.А. нашел из нескольких своих воспитанников, мастеров спорта по самбо, победителя и призера чемпионатов Европы и мира Александра Хоша, чемпиона мира Николая Данилова, мастера спорта Михаила Пиляева,а также молодого и талантливого борца Юрия Муравьева.
Вот так в городе Омске возродился спорт великих, который вдохновлял и вдохновляет на достижение цели, проходя через нелёгкие часы тренировок и постоянные проверки на прочность. Дзюдо становится в наше время всё выше и выше, о нём больше знают, у нас уже много чемпионов, которые покоряют верхушки гор страны, а то и мира.
Хочется сказать, чтобы ещё больше людей шли в ряды дзюдоистов, но многие боятся или не знают об этом виде спорта и это очень печально. Многие путают «Дзюдо» с «Каратэ», но это два разных вида боевого искусства. Они различаются во всём, кроме того, что их происхождение исходит из Японии. Даже по духу и дыханию можно найти много отличий, не говоря уже о технике и различий в спортивном одеянии.
Нужно, чтобы наше подрастающее поколение знало разницу. Главное сделать правильный выбор, чтобы потом не бросить спорт только потому, что не знал разница и думал: «Да, это же одно и то же, мне это понравится!»
Дзюдо действительно является дополнительным образованием, это та же школа, только спортивная. Тренировочный зал становится домом, а тренер и другие дзюдоисты семьёй, которые всегда помогут справиться с проблемами, и неважно где, в школе, во дворе или же дома, так как тренер, это тот же классный руководитель, а маленькие дзюдоисты – одноклассники, только в кимоно. Данный вид спорта способствует силе воли, здоровому образу жизни, что на сегодняшний день играем не малую роль, развитию коммуникабельности, которой многим не хватает.
Если в школе у ребёнка (имеющего хорошее здоровье) нет или мало друзей, можете смело отправлять его в секцию или школу «Дзюдо», и не сомневайтесь, он точно найдёт там друзей.
Также в городе Омске и его области совместно с дзюдо довольно много секций самбо. Самбо - молодой и быстро развивающийся, а также популярный и в нашем городе вид спортивного единоборства. Он часто встречается с дзюдо и дети с удовольствием параллельно занимаются этим видом единоборств.
Кстати, необходимо отметить, что заниматься дзюдо могут не только мальчики, юноши или же молодые люди, а также и милые леди, то есть девушки, начиная с малых лет и до неограниченного возраста [1].
История возникновения Дзюдо в мире
«Дзюдо» в переводе с Японского – мягкий путь. А вообще, это такой вид спортивного единоборства, в котором разрешены болевые (только на руки) и удушающие приемы. Возникновением борьбы дзюдо послужила борьба «джиу-джитсу», приемы которой перешли в Японию из Китая.
Основоположником данной борьбы является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Дзигоро Кано (1860–1938). До того, как он поступил в токийский университет в 1877 году, он занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Он даже был основателем первого в Японии бейсбольного клуба. С юношества, изучая в совершенстве существующие различные школы «джиу-джитсу», Дзигоро Кано «... обнаружил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного». Вот так и сложилось мнение в необходимости модернизации джиу-джитсу.
«Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним и свои приемы и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала». Своё открытие Дзигоро Кано назвал дзюдо.
В 1882 г. Дзигоро Кано организовал свою школу дзюдо под названием «Кодокан», которая стала в свою очередь крупнейшим в мире фокусом подготовки специалистов по борьбе дзюдо. После основания школы «Кодокан», Дзигоро Кано стал создавать систему физического воспитания человека. Он видел борьбу дзюдо, прежде всего как одно из средств воспитания, а не как одну из форм увлечённости.
«Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», – говорил Дзигоро Кано, выражая основное направление своей системы воспитания.
Дзигоро Кано учредил, что все поступавшие в школу «Кодокан», должны давать торжественную клятву, которая состояла из следующих пунктов:
· раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований;
· своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо);
· я никогда не выдам, секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте;
· обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя;
· клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.
Долго Дзигоро Кано шел самый важный принципам своей системы. Долгое время он постигал системы подготовки в разных школах, творчески рассматривал каждую. Любознательный ум, природная пытливость отличали Дзигоро Кано.
Однажды вечером, после сильного снегопада Дзигоро Кано вышел прогуляться в сад. Тяжёлый снег поломал множество веток на деревьях. И только тонкая веточка вишни, под тяжестью снега, склонялась к земле. В какой-то момент снег сполз с нее, тогда веточка распрямилась и заняла прежнее место. «Вот каким должен быть дзюдоист!» – возгласил Дзигоро Кано.
И вот так, постепенно, в город Омск ворвался такой вид спорт, как дзюдо. Так как сегодня огромный выбор дополнительного образования данный вид спорта теряется и мало рекламируется в нашем городе. Многие дети и не знают о его существовании, и стало необходимым это изменить. Но как? Для этого нужно решить ряд проблем в дополнительном образовании [2].
Проблемы дополнительного образования.
Дополнительное, т.е. необязательное и неосновное, образование сталкивается с целым рядом трудностей:
· Сложность массового привлечения детей к систематическим занятиям, без пропусков;
· Очень слаба материально-техническая база;
· Огромная проблема с кадровым обеспечением [3].
Пути решения проблемы видятся:
1. Организация в общеобразовательном учреждении условий для привлечения детей к систематическим занятиям (рекламирование), а также использование основного образования для набора учащихся дополнительного образования.
2. Использование сетевого взаимодействия и помощи материально-технической базы для решения задач и проблем дополнительного образования
Данные решения в дополнительном образовании не без основного, конечно, позволит привлечь большое количество учащихся города Омска к занятиям физической культурой и таким видам спорта, как дзюдо, и тем самым подымит город Омск, как среду развития здорового образа жизни [4].