Статья:

ОБУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ

Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Имгер М.Р. ОБУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(56). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(56).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ

Имгер Мария Романовна
студент Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва
Попова Лариса Георгиевна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор, Профессор кафедры германистики и лингводидактики Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В данной работе описаны мнемонические техники, которые существенно облегчают процесс изучения иностранного языка. К наиболее полезным для запоминания техникам удалось отнести: различные ментальные карты, «запоминалки» в стихах и песнях, использование приложения Quizlet, мнемокарты и т.д.

Abstract. This research paper describes mnemonic techniques that significantly facilitate the process of learning a foreign language. The most useful techniques for memorizing include: various mental maps, "memorizing" in poems and songs, using the Quizlet, mnemocards, etc.

 

Ключевые слова: иностранные слова, лексика, мнемотехники, память, запоминание, ассоциации, эффективность, приемы.

Keywords: foreign words, vocabulary, mnemonics, memory, memorization, associations, efficiency, techniques.

 

Проблема запоминания иноязычных слов в школах существует достаточно давно [2, 5, 7]. Ученики сталкиваются с трудностями при попытке выучить новую лексику, так как слова не остаются в памяти, если их не проработать. Но какие методы нужно для этого использовать?

Чтобы найти наиболее подходящий способ для учащихся, нужно понять механизм работы нашего организма. Существует кратковременная и долговременная память. Первый вид памяти является более поверхностным, он позволяется удерживать информацию в голове довольно недолгий промежуток времени. Долговременная память позволяет хранить информацию долгие сроки, а также иметь возможность в любой момент воспользоваться ей. Не все данные попадают в долгосрочную память. Чтобы пройти этот путь, информацию нужно систематически повторять, а также создавать ассоциации, для более легкого запоминания.

Людям проще запоминать яркую и неординарную информацию, к свойствам памяти относится фиксация всего, что является необычным. Этот факт помогает при создании упражнений на запоминание иностранных слов. Не стоит забывать, что у детей ведущий вид деятельности – это игра. Поэтому слова нужно запоминать так, чтобы они откладывались в сознании и при необходимости воспроизводили в воображении подходящие образы. Поэтому запоминание информации с ярким эмоциональным окрасом происходит легче всего.

Также важен факт, что запоминание происходит легче, если есть связь между новой и старой информацией, это происходит благодаря взаимодействию объектов и образов. Поэтому рекомендуется развивать ассоциативное мышление.

Мотивация является мощным двигателем в процессе обучения, поэтому в процессе запоминания стоит подумать над тем, для какой цели это делается, что является глубоким мотивом действия (к примеру, переезд в другую страну в будущем).У учеников также часто не вырабатывается привычка в постоянному воспроизведению новых слов в памяти, так как преподаватель не имеет возможности уделить должное количество времени для каждого ученика во время урока, поэтому учащимся часто не хватает практики новой лексики. Очень важно найти результативный и нетрудный метод для изучения слов, так как это способствует плодотворному изучению языка. В данном случае стоит пользоваться мнемотехниками.

Ряд исследований[3, 4] показал, что запоминание с помощью методов мнемотехники увеличивает возможности человеческой памяти. Рассмотрим данный термин подробнее. Мнемотехника – это комплекс приемов и методов, облегчающих запоминание информации с помощью создания ассоциаций и образов (чаще всего). К.Д. Ушинский считал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [8]. Еще древние греки обнаружили такое свойство памяти, как взаимодействие с ассоциациями. Люди часто не обращают внимания на такие нюансы, однако научно доказано, что то, что имеет прочную ассоциацию с объектом, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, наоборот забывается.

Интересно заметить, что мнемонические приемы подходят любому психологическому типу человека. Таким образом, визуалы «нарисуют» необходимую картинку у себя в голове, аудиалы легче запомнят через звуковые ассоциации, кинестетики эмоционально пропустят через себя данные. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Мнемоническое запоминание, основанное на кодировке в образы (когда происходит «связывание» объектов с уже имеющейся информацией в памяти), способствует тому, что сам процесс овладения иноязычной лексикой происходит быстрее и легче, а его результатом становится повышенная прочность запоминания материала. Все ассоциации должны быть остроэмоциональными (смешными, бессмысленными, иногда шоковыми). Но есть нюанс: ассоциации должны быть «прожиты» самим учеником в моменте. Самым ценным является тот опыт, который человек получил через деятельность[1, 6].

Рассмотрим конкретные типы мнемотехник.

  1. Метод группировки. Позволяет увеличить словарный запас путем соединения новых слов в определенные, связанные смыслом группы.
  2. Мнемокарты. На двух сторонах картонной бумаги пишут слово и его перевод. Постоянное ношение мнемокарт позволяет повторять их в любой удобный момент.
  3. Майндмэппинг или метод ментальных карт. Это техника, с помощью которой необходимая информация фиксируется на виртуальной доске и рядом с ней формируются различные связи и пояснения.
  4. Маркировка. Необходимые для запоминания слова нужно записать на клейких стикерах и затем приклеить на соответствующие предметы.
  5. «Запоминалки» в стихах и песнях.
  6. Приложение Quizlet. В приложении существуют следующие режимы: 1) Заучивание - вы видите слово или словосочетание и его перевод или объяснение на иностранном языке; 2) Карточки - режим запоминания с использованием визуального образа слова; 3) Письмо - дана картинка или объяснение слова, а вам нужно ввести ответ с помощью клавиатуры; 4) Правописание - вам произносят слово, а вы должны его записать; 5) Тест - проверяет уровень усвоения материала и ведёт статистику вашего прогресса; 6) Подбор - в быстром темпе нужно найти слово к предложенному объяснению или картинке.

Мнемотехники эффективны, их стоит активно использовать при запоминании иностранных слов школьниками. Но не стоит забывать, что для более продуктивного запоминания будет полезным чтение в оригинале, просмотр аутентичных фильмов и новостей на иностранных языках. Еще одним эффективным приемом является метод чтения Ильи Франка (способ изучения иностранного языка, состоящий в чтении смеси текста на оригинальном языке и переводе). Еще одним нюансом является то, что слова желательно учить в соответствующем языковом окружении.

Следовательно, различные мнемотехники способствуют запоминанию иностранных слов, поэтому их следует активно использовать в процессе обучения.

 

Список литературы:
1. Аникеева Т. Р., Голукович А. Е. / Способы активизации лексики на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. URL: http://e-koncept.ru/2015/65155.htm (дата обращения: 29.01.2021).
2. Гвоздева А.В., Сороковых Г.В. / Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков// Иностранные языки в школе. 1999. № 5. С. 73-79.
3. Кандель Э. / В поисках памяти: Возникновение новой науки о человеческой психике // Э. Кандель; пер. с англ. П. Петров. М.: Астрель: CORPUS, 2012. 736 с.
4. Матвеев С. / Феноменальная память. Методы запоминания информации // С. Матвеев. М.: Альпина Паблишер, 2012. 153 с.
5. Попова Л.Г. / Можно ли обучить студентов иноязычному общению в неязыковом вузе// Almamater: Вестник высшей школы. - 2006.- №3.- С.28-30.
6. Провоторова К. С., Радченко Г. И. / Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в средней школе // Евразийское научное объединение. 2020. № 10-7 (68). С. 544-547.
7. Тарева Е.Г. / Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 3 (23). С. 94-101.
8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики.  М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. Т. 3: Педагогические статьи. 1948. 689 с.