ОБУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ
Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОБУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ
Аннотация. В данной работе описаны мнемонические техники, которые существенно облегчают процесс изучения иностранного языка. К наиболее полезным для запоминания техникам удалось отнести: различные ментальные карты, «запоминалки» в стихах и песнях, использование приложения Quizlet, мнемокарты и т.д.
Abstract. This research paper describes mnemonic techniques that significantly facilitate the process of learning a foreign language. The most useful techniques for memorizing include: various mental maps, "memorizing" in poems and songs, using the Quizlet, mnemocards, etc.
Ключевые слова: иностранные слова, лексика, мнемотехники, память, запоминание, ассоциации, эффективность, приемы.
Keywords: foreign words, vocabulary, mnemonics, memory, memorization, associations, efficiency, techniques.
Проблема запоминания иноязычных слов в школах существует достаточно давно [2, 5, 7]. Ученики сталкиваются с трудностями при попытке выучить новую лексику, так как слова не остаются в памяти, если их не проработать. Но какие методы нужно для этого использовать?
Чтобы найти наиболее подходящий способ для учащихся, нужно понять механизм работы нашего организма. Существует кратковременная и долговременная память. Первый вид памяти является более поверхностным, он позволяется удерживать информацию в голове довольно недолгий промежуток времени. Долговременная память позволяет хранить информацию долгие сроки, а также иметь возможность в любой момент воспользоваться ей. Не все данные попадают в долгосрочную память. Чтобы пройти этот путь, информацию нужно систематически повторять, а также создавать ассоциации, для более легкого запоминания.
Людям проще запоминать яркую и неординарную информацию, к свойствам памяти относится фиксация всего, что является необычным. Этот факт помогает при создании упражнений на запоминание иностранных слов. Не стоит забывать, что у детей ведущий вид деятельности – это игра. Поэтому слова нужно запоминать так, чтобы они откладывались в сознании и при необходимости воспроизводили в воображении подходящие образы. Поэтому запоминание информации с ярким эмоциональным окрасом происходит легче всего.
Также важен факт, что запоминание происходит легче, если есть связь между новой и старой информацией, это происходит благодаря взаимодействию объектов и образов. Поэтому рекомендуется развивать ассоциативное мышление.
Мотивация является мощным двигателем в процессе обучения, поэтому в процессе запоминания стоит подумать над тем, для какой цели это делается, что является глубоким мотивом действия (к примеру, переезд в другую страну в будущем).У учеников также часто не вырабатывается привычка в постоянному воспроизведению новых слов в памяти, так как преподаватель не имеет возможности уделить должное количество времени для каждого ученика во время урока, поэтому учащимся часто не хватает практики новой лексики. Очень важно найти результативный и нетрудный метод для изучения слов, так как это способствует плодотворному изучению языка. В данном случае стоит пользоваться мнемотехниками.
Ряд исследований[3, 4] показал, что запоминание с помощью методов мнемотехники увеличивает возможности человеческой памяти. Рассмотрим данный термин подробнее. Мнемотехника – это комплекс приемов и методов, облегчающих запоминание информации с помощью создания ассоциаций и образов (чаще всего). К.Д. Ушинский считал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [8]. Еще древние греки обнаружили такое свойство памяти, как взаимодействие с ассоциациями. Люди часто не обращают внимания на такие нюансы, однако научно доказано, что то, что имеет прочную ассоциацию с объектом, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, наоборот забывается.
Интересно заметить, что мнемонические приемы подходят любому психологическому типу человека. Таким образом, визуалы «нарисуют» необходимую картинку у себя в голове, аудиалы легче запомнят через звуковые ассоциации, кинестетики эмоционально пропустят через себя данные. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Мнемоническое запоминание, основанное на кодировке в образы (когда происходит «связывание» объектов с уже имеющейся информацией в памяти), способствует тому, что сам процесс овладения иноязычной лексикой происходит быстрее и легче, а его результатом становится повышенная прочность запоминания материала. Все ассоциации должны быть остроэмоциональными (смешными, бессмысленными, иногда шоковыми). Но есть нюанс: ассоциации должны быть «прожиты» самим учеником в моменте. Самым ценным является тот опыт, который человек получил через деятельность[1, 6].
Рассмотрим конкретные типы мнемотехник.
- Метод группировки. Позволяет увеличить словарный запас путем соединения новых слов в определенные, связанные смыслом группы.
- Мнемокарты. На двух сторонах картонной бумаги пишут слово и его перевод. Постоянное ношение мнемокарт позволяет повторять их в любой удобный момент.
- Майндмэппинг или метод ментальных карт. Это техника, с помощью которой необходимая информация фиксируется на виртуальной доске и рядом с ней формируются различные связи и пояснения.
- Маркировка. Необходимые для запоминания слова нужно записать на клейких стикерах и затем приклеить на соответствующие предметы.
- «Запоминалки» в стихах и песнях.
- Приложение Quizlet. В приложении существуют следующие режимы: 1) Заучивание - вы видите слово или словосочетание и его перевод или объяснение на иностранном языке; 2) Карточки - режим запоминания с использованием визуального образа слова; 3) Письмо - дана картинка или объяснение слова, а вам нужно ввести ответ с помощью клавиатуры; 4) Правописание - вам произносят слово, а вы должны его записать; 5) Тест - проверяет уровень усвоения материала и ведёт статистику вашего прогресса; 6) Подбор - в быстром темпе нужно найти слово к предложенному объяснению или картинке.
Мнемотехники эффективны, их стоит активно использовать при запоминании иностранных слов школьниками. Но не стоит забывать, что для более продуктивного запоминания будет полезным чтение в оригинале, просмотр аутентичных фильмов и новостей на иностранных языках. Еще одним эффективным приемом является метод чтения Ильи Франка (способ изучения иностранного языка, состоящий в чтении смеси текста на оригинальном языке и переводе). Еще одним нюансом является то, что слова желательно учить в соответствующем языковом окружении.
Следовательно, различные мнемотехники способствуют запоминанию иностранных слов, поэтому их следует активно использовать в процессе обучения.