Статья:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Валеева А.И. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(74).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Валеева Альбина Ильфатовна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Закирова Венера Гильмхановна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, Казанский(Приволжский)федеральный университет, РФ, г. Казань

 

В современном мире педагогам, чтобы заинтересовать учащихся учёбой, нужно прикладывать много усилий. В чём же это заключается? Для того чтобы поддерживать познавательный, образовательный, творческий потенциал учащихся, по мнению педагогов и психологов, необходим эффект новизны, неординарности, праздника. Использование современных технологий: игровых, компьютерных, здоровьесберегающих, а также активных и интерактивных методов обучения - также способствуют созданию положительного отношения учащихся к учёбе. Развитие познавательного интереса является наиболее актуальным аспектом современного начального образования. К.Д.Ушинский в своих работах утверждал, что в ребенке необходимо воспитать потребность и желание самостоятельно пополнять свои познания независимо от знаний, получаемых в школе [1, с.11-13]. Познавательный интерес помогает учащимся развивать личность ребёнка , взаимодействовать в классе, решать практические, а иногда даже неординарные задачи. Педагогам очень важно находить правильный подход в обучении: использовать на уроках элементы сказочности, театральности, творчества, особенно это важно применять на уроках литературного чтения. В. А. Сухомлинский считал, что «урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» [2, с.11-14]. Применение активных методов обучения во время проведения урока позволяет повысить мотивацию учащихся, учит их самостоятельно добывать знания, лучше усваивать программный материал. Современные типы уроков помогают развивать коммуникативные навыки, мышление, учат взаимодействовать. На уроках литературного чтения в начальных классах ребёнок начинает понимать, что такое художественная литература, знакомится с разными жанрами детских произведений: сказками, рассказами, стихотворениями, былинами, загадками. На начальном этапе обучения идёт формирование умения правильного и выразительного чтения, развитие навыков смыслового чтения, работы с различными видами текстов и книгой.

Для реализации творческих и познавательных способностей обучающихся, важно вести и традиционные уроки литературного чтения, и использовать нетрадиционные формы уроков. Нестандартные уроки по литературному чтению имеют много плюсов по сравнению с традиционными. Но учитель их проводит нечасто, так как может потеряться обучающая функция урока. Но такие уроки дают учащимся чувство радости, праздника. Виды нетрадиционных уроков, которые можно провести по литературному чтению: урок-инсценирование сказки или басни, урок-конкурс на выразительное чтение стихотворения, урок творчества с придумыванием загадок, составлением кроссвордов по теме урока или написанием рассказа по сюжетным картинкам, урок-викторина по изученным произведениям, урок-игра с расшифровкой литературных ребусов, кроссвордов. После проведения таких уроков дети чувствуют себя успешными, становятся мотивированными к чтению произведений, с радостью ждут следующего урока. Даже те учащиеся, для которых литературное чтение не является любимым предметом, получают удовлетворение от коллективного участия в инсценировании сказки или придумывания удачной загадки. Ребёнок обретает уверенность в себе, в своих силах. Он получают толчок для выявления и развития своих творческих и познавательных способностей.

Как мы уже отмечали ранее, нестандартных уроков не может быть много, так как они требуют как серьёзной подготовки со стороны учителя и учащихся, так и хорошего знания учителем способностей и интересов каждого ученика. Но учителя могут ввести в современные уроки хотя бы элементы нестандартности. Например, прослушивание фонограммы (аудиозаписи) выразительного чтения стихотворения талантливым драматическим актёром или рисование эпизода произведения, главных персонажей, просмотр короткого видеофильма. Такие элементы помогают направить энергию ребёнка в нужное русло, воспитывают в нем нравственность, ответственность, общительность, целеустремленность, самостоятельность.

При построении плана-конспекта нестандартного урока, необходимо:

-соблюдать выполнение методических и программных требований;

-учитывать возраст учащихся, класс, интересы, потребности и возможности учащихся;

-задания должны быть на формирование познавательных и творческих способностей; на развитие мышления и воображения;

-учитывать практическую направленность урока;

-использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы;

-создавать доброжелательную атмосферу.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский утверждал, что «необходимо сделать учебную работу настолько интересной для учеников, чтобы интеллектуальные способности развивались вкупе с творческими способностями» [3, с.85-92].

Работа педагога огромна в развитии познавательно - творческих способностей младшего школьника. Ведь учителю необходимо учитывать интересы, желания, способности и уровень подготовленности каждого ученика. Развивая в ребенке познавательную способность, педагог формирует творчески самостоятельную личность, способную нестандартно и ярко мыслить, умеет выражать свои мысли, имеет свою точку зрения на всё.

Развитие познавательных интересов на уроках литературного чтения с каждым годом усложняется. В средних и в старших классах на уроках литературы - это создание художественно-литературных зарисовок, проектных работ на основе прочитанного художественного произведения.

В силу своего возраста учащиеся начальных классов эмоциональные, очень любознательные, для них необходимо, чтобы их хвалили, верили в них. Но в тоже время они непоседливые, с неустойчивой внимательностью, активные. Однообразное ведение уроков их быстро утомляет. Вот поэтому подготовка и проведение нестандартных уроков в начальной школе крайне важна.

 

Список литературы:
1. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2018. 359 с.
2. Оспанова, А. Т. Инновационный урок — это зеркало культуры учителя // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С.11-14.
3. Лифинцева Н. И., Ушинский о воспитании // Роман- газета «К. Д. Ушинский и русская школа». — 1994. — С.82–95.