Статья:

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Егорова В.В. РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(75).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Егорова Вилена Васильевна
студент, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. Данная статья обсуждает актуальность вопросов этнокультурного воспитания детей в условиях глобализации и многонационального общества. Она подчеркивает значимость формирования этнокультурной идентичности, уважения к культурному наследию и развития толерантных отношений. В статье также рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в этнокультурном воспитании детей, отмечая его способность передавать ценности и традиции различных народов. Изучение этого влияния представляет особый интерес для понимания механизмов формирования у детей уважения и понимания многообразия культурного мира.

 

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, декоративно-прикладное искусство, внеурочная деятельность, младший школьник.

 

В современной общеобразовательной школе обучения является не только интеллектуальным, но и духовным и гражданского развивающей. Связи с этим школа является важным звеном для формирования у учеников эмоционально-ценностного, духовно-нравственного и гражданского воспитания. Этнокультурное воспитания является тем, что может помочь в понимании и формировании уважительных отношений совей и чужой культуре.  Внедрение этнокультурного образования в школах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) предполагается этим что младшие школьники смогут получать возможность погружения в культурное наследие своего народа и других народов. [1] Это способствует формированию у детей уважения к разнообразию культур, пониманию своей культурной идентичности и открытости к другим культурам.

Этнокультурное воспитания младших школьников приставляет из себя формирование уважительных отношений к своей культуре, быту, традициям и истории. Также важной целью этнокультурного воспитания является сохранением и передачей культурного наследия.

Основные задачи этнокультурного воспитания младших школьников:

  • Формирование уважения к культуре своего народа и народов мира;
  • Знакомство с традициями, обычаями и историей своего народа;
  • Развитие творческих способностей через изучение народных ремесел и искусства;
  • Поддержание и развитие языка и культуры своего народа;[1]

Поэтому этнокультурное воспитания младших школьников приставляет собой важный этап в развитии гармоничной личности готового идти на разговоры и понимание с представителями других культур. Знакомством с национальной культурой и искусством может помочь детям в развитии эстетического восприятия мира и творческих навыков. 

Одним из эффективных способом формирования этнокультурной деятельности является внеурочная деятельность. Активность младших школьников с помощью внеурочной деятельности помогает обеспечивать их развитие, воспитание и социализации. В педагогическом понимании внеурочная деятельность приставлять из себя как сотовую часть воспитательного и учебного процесса школе, и как форма организации свободного времени учащихся. Это помогает раскрыть детям свои умения и навыки, узнать в каких сферах развивать свои таланты и улучшить знания в разных областях. Также сейчас мы подробно рассмотрим одну из основных направлений во внеурочной деятельности это художественно-эстетическое направление.

Развития творческих способностей является одним из главных рычагов для успешного будущего. Так как наше общество быстро прогрессирует и требует большой гибкости ума, адаптации и способности креативных решений проблем разной сложности. Творческое развития имеет особое значения в любом этапе школьного обучения, но самым важным моментом, где проходит зарождение творческих начал это младший школьный возраст. В этом возрасте важно не отпугивать детей от творчества, а наоборот поощрять. Так как формируются и развиваются творческое мышление, воображения, воспитывается любознательность и инициативность.

В своих работах Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра творческих способностей:

  • Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
  • Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предлагает его новое использование;
  • Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
  • Способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Из этого мы можем сделать вывод, что главным факторам для развития творческих способностей является опыт. Благодаря богатству и разнообразию опыта у учащихся это способствуют большому развитию творческой деятельности и воображения.

Декоративно-прикладное искусство играет значительную роль в этнокультурном воспитании школьников, поскольку оно позволяет детям погрузиться в мир традиций, обычаев и культурного наследия своего народа и других народов. Искусства как один из самых эффективных способов знакомства учащихся с культурой своего народа.

Рассмотрим подробнее традиционное прикладное искусство. Понятие в научный оборот вел, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования В. Ф. Максимович. «Ключевыми компонентами в традиционном прикладном искусстве является соединение материального и художественно-эстетического составляющих». [2, с. 55] 

Изучение традиционных ремесел, рукоделий, способствует к овладению новых навыков, развитию творческого начала и способствует к укреплению понимании своей этнической принадлежности. Также они могут проявить свою индивидуальность и показать уважение к культуре своего народа. 

С.В. Погодина пишет: «Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям» Народное творчество больше всего посвей природе похожа на творчества ребенка. Простота их линий, завершённость образов благодаря этим чертам детям легче воспринимается это.    

Народное декоративное-прикладное искусства являться одним из видов этнокультурного воспитания школьников. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и моральный идеалы, способствует развитию художественного вкуса, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. [3] Окружающая ребенка действительность отличается разнообразием социальных ориентиров, противоречивостью некоторых представлений и знаний, которые образуются в результате непрерывного потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое значение при этом придается тому, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к такого рода ценностям относятся нестареющие, не теряющие со временем своей привлекательности творения декоративно-прикладного искусства. Постоянный интерес общества к шедеврам культурного наследия предков проявляется как в повседневной жизни, так и в организованном образовательно-воспитательном процессе. В каждом доме можно найти разные объекты народного декоративного-прикладного искусства относящийся либо к якутской, либо к русской культуре.

Посредством ознакомления с творениями народного искусства происходит обогащение души ребенка, формируется любовь к родному краю. Народное декоративно-прикладное искусство хранит и передает поколениям богатые национальные традиции и сформированные народом формы эстетического отношения к миру

Все эти элементы вместе создают целостное впечатление о предмете и его значимости в культурном и социальном контексте. Каждый элемент играет свою роль в формировании языка декоративно-прикладного искусства и придает объекту своеобразие и уникальность.

 

Список литературы: 
1. ФГОС начального общего образования [Электретный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
2. Куракина, И. И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13967-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 57 — URL: https://urait.ru/bcode/543417/p.57 (дата обращения: 18.05.2024).
3. Оконешникова Н.В. «РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ» [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44115719