РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Данная статья обсуждает актуальность вопросов этнокультурного воспитания детей в условиях глобализации и многонационального общества. Она подчеркивает значимость формирования этнокультурной идентичности, уважения к культурному наследию и развития толерантных отношений. В статье также рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в этнокультурном воспитании детей, отмечая его способность передавать ценности и традиции различных народов. Изучение этого влияния представляет особый интерес для понимания механизмов формирования у детей уважения и понимания многообразия культурного мира.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, декоративно-прикладное искусство, внеурочная деятельность, младший школьник.
В современной общеобразовательной школе обучения является не только интеллектуальным, но и духовным и гражданского развивающей. Связи с этим школа является важным звеном для формирования у учеников эмоционально-ценностного, духовно-нравственного и гражданского воспитания. Этнокультурное воспитания является тем, что может помочь в понимании и формировании уважительных отношений совей и чужой культуре. Внедрение этнокультурного образования в школах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) предполагается этим что младшие школьники смогут получать возможность погружения в культурное наследие своего народа и других народов. [1] Это способствует формированию у детей уважения к разнообразию культур, пониманию своей культурной идентичности и открытости к другим культурам.
Этнокультурное воспитания младших школьников приставляет из себя формирование уважительных отношений к своей культуре, быту, традициям и истории. Также важной целью этнокультурного воспитания является сохранением и передачей культурного наследия.
Основные задачи этнокультурного воспитания младших школьников:
- Формирование уважения к культуре своего народа и народов мира;
- Знакомство с традициями, обычаями и историей своего народа;
- Развитие творческих способностей через изучение народных ремесел и искусства;
- Поддержание и развитие языка и культуры своего народа;[1]
Поэтому этнокультурное воспитания младших школьников приставляет собой важный этап в развитии гармоничной личности готового идти на разговоры и понимание с представителями других культур. Знакомством с национальной культурой и искусством может помочь детям в развитии эстетического восприятия мира и творческих навыков.
Одним из эффективных способом формирования этнокультурной деятельности является внеурочная деятельность. Активность младших школьников с помощью внеурочной деятельности помогает обеспечивать их развитие, воспитание и социализации. В педагогическом понимании внеурочная деятельность приставлять из себя как сотовую часть воспитательного и учебного процесса школе, и как форма организации свободного времени учащихся. Это помогает раскрыть детям свои умения и навыки, узнать в каких сферах развивать свои таланты и улучшить знания в разных областях. Также сейчас мы подробно рассмотрим одну из основных направлений во внеурочной деятельности это художественно-эстетическое направление.
Развития творческих способностей является одним из главных рычагов для успешного будущего. Так как наше общество быстро прогрессирует и требует большой гибкости ума, адаптации и способности креативных решений проблем разной сложности. Творческое развития имеет особое значения в любом этапе школьного обучения, но самым важным моментом, где проходит зарождение творческих начал это младший школьный возраст. В этом возрасте важно не отпугивать детей от творчества, а наоборот поощрять. Так как формируются и развиваются творческое мышление, воображения, воспитывается любознательность и инициативность.
В своих работах Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра творческих способностей:
- Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предлагает его новое использование;
- Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
- Способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Из этого мы можем сделать вывод, что главным факторам для развития творческих способностей является опыт. Благодаря богатству и разнообразию опыта у учащихся это способствуют большому развитию творческой деятельности и воображения.
Декоративно-прикладное искусство играет значительную роль в этнокультурном воспитании школьников, поскольку оно позволяет детям погрузиться в мир традиций, обычаев и культурного наследия своего народа и других народов. Искусства как один из самых эффективных способов знакомства учащихся с культурой своего народа.
Рассмотрим подробнее традиционное прикладное искусство. Понятие в научный оборот вел, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования В. Ф. Максимович. «Ключевыми компонентами в традиционном прикладном искусстве является соединение материального и художественно-эстетического составляющих». [2, с. 55]
Изучение традиционных ремесел, рукоделий, способствует к овладению новых навыков, развитию творческого начала и способствует к укреплению понимании своей этнической принадлежности. Также они могут проявить свою индивидуальность и показать уважение к культуре своего народа.
С.В. Погодина пишет: «Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям» Народное творчество больше всего посвей природе похожа на творчества ребенка. Простота их линий, завершённость образов благодаря этим чертам детям легче воспринимается это.
Народное декоративное-прикладное искусства являться одним из видов этнокультурного воспитания школьников. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и моральный идеалы, способствует развитию художественного вкуса, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. [3] Окружающая ребенка действительность отличается разнообразием социальных ориентиров, противоречивостью некоторых представлений и знаний, которые образуются в результате непрерывного потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое значение при этом придается тому, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к такого рода ценностям относятся нестареющие, не теряющие со временем своей привлекательности творения декоративно-прикладного искусства. Постоянный интерес общества к шедеврам культурного наследия предков проявляется как в повседневной жизни, так и в организованном образовательно-воспитательном процессе. В каждом доме можно найти разные объекты народного декоративного-прикладного искусства относящийся либо к якутской, либо к русской культуре.
Посредством ознакомления с творениями народного искусства происходит обогащение души ребенка, формируется любовь к родному краю. Народное декоративно-прикладное искусство хранит и передает поколениям богатые национальные традиции и сформированные народом формы эстетического отношения к миру
Все эти элементы вместе создают целостное впечатление о предмете и его значимости в культурном и социальном контексте. Каждый элемент играет свою роль в формировании языка декоративно-прикладного искусства и придает объекту своеобразие и уникальность.