ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОЙ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОЙ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Система образования подвержена непрекращающейся модернизации, сегодня можно проследить тенденцию ее трансформации в изменении роли обучающихся в образовательном процессе. Теперь ученики не только лишь объекты педагогического воздействия, они являются субъектами образовательного процесса, растет их самостоятельность в познавательной деятельности. Обучающиеся активно привлекаются как к поиску методов решения практических задач, так и к поиску ответов на теоретические вопросы. Следовательно, существует актуальная потребность в расширении арсенала методов и технологий преподавания, в том числе и в области исторического образования, которые будут развивать у обучающихся умения самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Однозначно, что история больше, чем другие учебные предметы, требует большего количества работы с историческими и архивными материалами, а также умения работать с ним, поэтому существует необходимость использования самых разнообразных видов исторических источников, не ограничиваясь лишь письменными. В связи с чем постепенно приобретает популярность метод устной истории.
Устная история является довольно молодой научной дисциплиной, вторая половина ХХ века стала периодом становления ее как самостоятельной отрасли исторической науки. Особенностью устной истории можно назвать то, что она не является дисциплиной с устойчивой суммой знаний, которые можно передавать, как это делает бытовая или политическая история [4]. Устную историю в данном контексте можно сравнить с ментальной и повседневной историей, которые имеют отличные, собственные пути исследования и анализа прошлого, однако при этом, как и все дисциплины, она имеет собственные методы получения информации и их анализа, тематику и проблематику, свою источниковую базу, а также теоретические и методологические подходы.
Л. Лебдушка определяет устную историю как метод, посредством которого исследователь получает новые знания благодаря устному сообщению (свидетельству) людей, бывших участниками или свидетелями конкретного исторического события [2]. По определению Т. К. Щегловой, устная история — это историческая дисциплина, изучающая человеческую действительность через «человека в истории», «историю изнутри» в интерпретации ее массовыми участниками («история снизу», демократический подход) и представителями «высших этажей» общества (элитарный подход), изучающее «человеческое изменение истории» [4].
А. И. Филюшкин под устной историей понимает научную дисциплину, обладающей собственным методом исследования – интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек. Это направление основано на записи (как правило, с применением аудио- и видеотехники) устного рассказа очевидцев тех или иных событий, воспоминаний на заданную тему [3]. Т. К. Щеглова в своей работе также отмечает, основным методом устной истории является исследовательское или историческое интервью, которое она определяет как смоделированную исследователем целенаправленную беседу о жизненном мире человека в контексте исторических событий, процессов, явлений или как целенаправленный опрос носителя информации о его эмпирическом опыте в контексте исторического прошлого с последующей трансформацией устного рассказа в письменный текст для его последующей интерпретации [4].
Следовательно применение метода устной истории в процессе обучения соответствует современным требованиям образования. Устная история способствует историческому познанию, а не усвоению учениками «готовых» знаний о прошлом. Акцент педагогических усилий переносится на формирование умения добывать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию [4, С. 3].
Для обучающихся, выступающих в роле исследователей наиболее приемлемым и эффективным методом сбора устной исторической информации является интервьюирование. Использование данного метода требует проведение серьезной работы и тщательной подготовки, вовлеченности обучающихся и применения творческого подхода. По сути, проведение такого интервью является некоторым видом исследовательской работы, в которой невозможно обойтись без четкого плана действий.
Первым этапом является подготовительный, в ходе которого, обучающиеся следует найти ответы следующие вопросы: кого спрашивать, о чем спрашивать, какие задать вопросы, где и когда провести интервью, какой выбрать способ фиксации информации, а также как обработать полученные в результате данные. Следующим этапом является непосредственно само интервьюирование, в котором обучающиеся общаются с очевидцами или участникам исторических событий, по теме их собирательской работы. Важным Одним из ключевых моментов на данном этапе является запись ответов, которая может производится как вручную, так и с помощью диктофона, но лучшим способом является видеозапись, которая осуществляется с согласия респондента. Ручной способ фиксации зачастую ведет к большим потерям информации или же ее искажению, цифровая запись представляет более широкий диапазон для последующей обработки полученных данных. Однако на данном этапе работа с интервью не заканчивается.
Крайне важен заключительный этап работы с уже собранным материалом — это его расшифровка, обработка и анализ, с последующей систематизацией. Результаты проделанной работы могут быть представлены в различных формах, среди которых могут быть информационные банки, статья в школьной газете, видеоролик и другие. Стоит отметить, что применение методов устной истории в рамках школьного обучения истории не связано со строгим соблюдением правил. Речь идет скорее о проведении интервью, которые не могут полностью и исчерпывающе раскрыть ту или иную тему.
При использовании метода устной истории учитель выступает в роли организаторская, он также содействует в овладении учащимися комплекса приемов и навыков учебно-познавательной деятельности с устными источниками. Педагог осуществляет подготовку обучающихся к проведению интервью, оказывает необходимую помощь в составлении вопросов, выборе респондента и места проведения интервью и т. д.
Следует отметить, что метод устной истории не лишен недостатков, к которым можно отнести значительные затраты времени и дополнительной работы как учителя, так и обучающихся. Также одним из недостатков является субъективный характер, но данный недостаток может способствовать лучшему пониманию изучаемого события для обучающихся. Ведь это «история людей», где существует плюрализм мнений, на основе которых обучающие непринужденно и самостоятельно формируют свой взгляд на исторические события. Устная история помогает обучающимся осознать, что рядом с «большой историей», есть и социальная история, то есть жизнь «обыкновенных людей» на фоне крупных исторических событий [2].
Устная история носит прикладной характер, что в свою очередь еще сильнее может заинтересовать учащихся. Устную историю можно использовать как в качестве приема работы на уроке, так и в качестве внеучебной деятельности в форме исторического кружка или даже учебного проекта. Устная история позволит сделать урок истории более реалистичным за счет работы с материалом, которые затрагивает социальную историю и историю повседневности [1].
Применение устной истории также может оказать положительное влияние на мотивацию обучающихся к активному познанию истории Отечества, а также повысить их личный интерес и эмоциональную вовлеченность в процесс исследования, например, с помощью изучения истории своей семьи, рода, создания семейного архива. Использование устной истории способствует развитию интереса к современной истории, ведь она раскрывает те ее аспекты, которые не обязательно предусматривает учебный план. Метод устной истории, если он применяется с учетом возраста, психологического и когнитивного развития обучающихся, может рассматриваться как перспективное направление в преподавании истории.