ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СРЕДОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СРЕДОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Возникновение графического оформления средового пространства невозможно привязать к конкретному временному промежутку, так как это был длительный процесс, начавшийся ещё до нашей эры, и на который влияло множество факторов. В данном случае возможно лишь выделить основные этапы и события этого процесса.
Самой первой попыткой графического оформления средового пространства можно считать наскальные рисунки, которыми люди покрывали стены своих пещер. Древнейшие наскальные рисунки были найдены в Азии на острове Сулавеси в Индонезии, их возраст составляет около 45000 лет.
В домах Древних Римлян со II века до н.э. начала формироваться система настенных росписей. В качестве декора выбирались в основном, сюжетные изображения, которые интерпретировали произведения поэтов, писателей и художников того времени. Представители высшего римского общества всячески стремилась показать свой статус, в том числе и при помощи оформления помещений своих домов. Поэтому в росписях тех времен присутствует большое количество сложных, тонко исполненных орнаментов.
В средние века (период с V по XVI век) в Европе получили большое распространение кованные вывески заведений. Они являлись элементом навигации и помогали людям находить то или иное место. Так как большая часть населения не владела письменностью, на вывесках размещались универсальные символы: для питейных заведений - бочка, для слесарей - ключ, для кузнецов - подкова или молот. [2]
В Эпоху возрождения (XV — XVI века) настенные росписи и искусство в целом носило не только эстетическое, но и религиозно-просветительское значение. Христианство уже было распространено в Европе и простые люди часто посещали храмы, но многие из них были безграмотными; церковные фрески и витражи без слов рассказывали прихожанам об их религии. Так оформление общественного пространства храмов начало играть просветительскую роль. [6]
Но графически оформить внутреннее пространство помещения можно было не только при помощи фресок и росписей. Обои появились в Китае во ІІ веке до н.э. Но даже когда в XIV веке обои появились в Европе, они все-равно оставались предметом роскоши, так как производились вручную, и стоили дорого. Только в 20-х годах XX века мастер-печатник Престон нашел новый способ легкого нанесения рисунка на обои. Для этого он использовал цилиндрические валики. Именно в этот момент появились обои в привычном для нас виде. С этого и началось их промышленное производство и обои стали доступны для масс. [3]
В начале XX века графическое оформление средового пространства начало приобретать привычные для нас очертания. Начало этому положило создание в 20-х годах XX века в Германии первой в мире школы для подготовки специалистов в области промышленного дизайна – Баухауза.
Организованная в 1920-м году школа ВХУТЕМАС положила начало осуществлению идей Баухауза в РСФСР. В организованных мастерских создавались не только предметы и шрифты, но и осуществлялось оформление пространств. Появление архитектурных специализаций явилось началом в создании направления оформления интерьера. В первые годы индустриализации стояла задача постройки нового вида жилья и административных зданий, что и было главной целью в проектах конструктивистов: братьев Л.А., В.А. и А.А. Весниных, К.С. Мельникова, М.Я. Гинзбурга, И.И. Леонидова и других основоположников современного дизайна, градостроительства и интерьера. [1]
До появления современных технологий печати графическое оформление средовых пространств выполнялось по большей части вручную. Но с изобретением офсетной и цифровой печати появилась возможность более качественной печати на современных материалах. Это позволяет дизайнерам реализовать большое количество задумок в области графического оформления средового пространства общественных зданий.
В научной статье «Фирменная айдентика вузов» Т.А. Путинцева, кандидат искусствоведения, раскрывает проблему недостаточного применения средств дизайна в визуально-коммуникативном пространстве вузов, на примере разработки айдентики подразделений Оренбургского государственного университета. «Результатом коммерциализации вузов сегодня становится проблема конкуренции на уровне фирменного стиля, бренда, имиджа. Однако степень разработанности вопросов создания фирменной айдентики образовательных учреждений, в том числе вузов, в современных научных исследованиях совершенно недостаточна». [4]
В статье кандидата искусствоведения Т.А. Путинцевой рассматривается проблема позиционирования положительного имиджа вуза на примере реализованного проекта айдентики Института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа Оренбургского государственного университета. [5]
Ведя речь о современных тенденциях в данной области, можно сказать что существует большое количество приемов и стилей, то и дело сменяющих друг друга, но в графическом оформлении средовых пространств общественных зданий можно особенно выделить некоторые перечисленные ниже актуальные тенденции.
Минимализм оформления. Характеризуется практически полным отсутствием графики в интерьере.
Использование простых геометрических фигур. Когда графика в оформлении всё же присутствует, предпочтение отдается геометрическим фигурам (круги, квадраты, прямоугольники, линии). Подобные элементы просто сочетать, и они эстетически привлекательно выглядят в связке с текстом.
Использование цифр, букв и символов в оформлении.
Ограниченная цветовая палитра. Характерной особенностью этой тенденции является факт того, что центральное место в оформлении занимают только один или два цвета, с добавлением черного или белого.
Правильное графическое оформление средового пространства общественного здания может значительно гармонизировать жизнь всех, кто в нем подолгу находится, создать наилучший настрой для работы, учебы, отдыха и любого другого вида деятельности. Навигация является важной частью графического оформления, так как она упрощает поиск необходимого места в помещениях со сложной структурой. К таковым относятся торговые центры, бизнес центры, средние и высшие учебные заведения. Если здание состоит из нескольких многоэтажных корпусов, соединенных между собой множеством переходов, то без грамотно составленной навигации в них довольно легко потеряться.
Эстетическая сторона графического оформления важна для создания необходимого настроя и, вместе с тем, для поддержания имиджа организации. Приятное глазу и грамотно созданное оформление способно привлечь в организацию новых клиентов и сотрудников, а правильно разработанные и оформленные информационные стенды, навигация, зоны отдыха, учебной и рабочей деятельности способны сделать жизнь всех, кто находится в здании более комфортной.