РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА
Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕВЦА
Аннотация. В данной статье освещена проблема эмоциональной выразительности у молодых вокальных исполнителей. Говорится о том, что умение певца выражать эмоции в исполнении вокальных произведений зависит от его сценического опыта, интеллектуального развития и от средств вокально-музыкальной выразительности, которые он использует.
Ключевые слова: эмоциональная выразительность, академическое пение, творческое воображение, тембр голоса, актерские способности.
В современном мире академическое пение ставит перед исполнителями множество задач. При воспитании и обучении даже молодого академического певца неотъемлемой частью является не только работа над красотой и выравниванием тембра голоса, но также развитие воображения и образного мышления в процессе постановки голоса. Понятие образного мышления включает в себя: творческую фантазию, актерское обаяние, харизматичность, умение проживать чувства и мысли героев во время исполнения [1].
В первую очередь певец овладевает основными навыками пения кантилены и техники, правильным дыханием с подключением резонаторов и различными нюансами. Также одним из навыков является осмысленное пение, потому что убедить зрителя в исполняемом романсе или арии позволяет лишь осознание того, о чём поешь и что именно хочешь выразить с помощью тембра голоса, оттенков, активной артикуляции и вибрато [2, С. 119-124].
Известный деятель науки Б.М. Теплов отмечал: «способность к адекватной эмоциональной реакции является одним из важнейших и профессионально необходимых качеств певца, дирижёра, музыканта-исполнителя» [3, c. 173].
Работа над пониманием образа проводится на постоянной основе, когда отрабатываются малейшие детали в исполнительстве, чтобы ярко и точно передавать даже в небольшой фразе индивидуальный спектр чувств и эмоций. Одни молодые исполнители часто не умеют выражать эмоции и чувства, а другие стесняются это делать, боясь показаться смешными [2, С. 119-124].
Огромную роль в развитии творческого воображения играет сопоставление и сравнение. Этот метод полезен тем, что пробуждает фантазию певца и помогает выявить в работе над произведением новые мельчайшие детали и тот же самый образ предстаёт перед ним в разных очертаниях, более насыщенным и свежим [1].
Чтобы добиться музыкальной выразительности, певцу необходимо отбросить все штампы, привлекая аудиторию ярким артистизмом исполнения. Сложность этого процесса заключается в том, что художественный образ на сцене связан не с реальной, а с воображаемой жизнью. Важным фактором является степень соразмерности эстетики и интеллекта, высокохудожественного вкуса и обаяния.
Самой главной особенностью русской вокальной школы всегда являлось единство музыки и слова, способность найти многогранные отличительные особенности исполняемого произведения, как, например, в романсе П. И. Чайковского «Мы сидели с тобой». Певец может применить множество различных нюансов, начиная с первой фразы исполнения вокальной мелодии. Здесь перед исполнителем встают задачи: какие чувства он испытывает и какой сценический образ выбирает для себя? Наилучшим решением для интерпретации композиции будет пробуждение эмоций, подключение фантазии и воображения и, несомненно, применение вокального мастерства. Если певец пронесёт своё личное отношение через исполнение произведения, то романс прозвучит значительно эмоциональнее и убедительнее.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что способность к эмоциональной выразительности можно развить, и это повлияет на качество выступлений: музыкальность, богатство тембровых красок и актёрские способности.