Технологии поддержки и сопровождения талантливых детей
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Технологии поддержки и сопровождения талантливых детей
В каждом учебном заведении встречаются ученики, которым свойственно демонстрировать высокие достижения в интеллектуальной, творческого, организаторской, художественной, спортивной сферах. Мы привыкли называть их талантливыми. На уроках такие дети достаточно чувствительно воспринимают недостаток информации для усвоения и переработки. Талантливым детям свойственно ожидать познавательную атмосферу занятий, активную деятельность на уроках и поиск самостоятельных решений.
Следует отметить, что немаловажным фактором является удовлетворение потребностей одаренного ребенка в активной мыслительной деятельности. Если такая потребность на уроке не удовлетворяется, это может повлечь негативную реакцию: реплики, каверзные вопросы, отвлеченные рассуждения или полное отрешение от урока – лучше я почерчу, порисую, или почитаю, что там дальше интересного в учебнике [2, с. 201].
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости создать детям условия для полноценного развития и реализации своей одаренности.
Технология поддержки и сопровождения талантливых детей должна вестись через мероприятия по всем направлениям. Так, выявлять талантливых детей следует с помощью анализа особых успехов и достижений ребенка, формирования банка данных по талантливым детям, проведения диагностики возможностей детей.
Для поддержки и сопровождения талантливых детей, на наш взгляд, должна быть выработана комплексная стратегия, направленная на самореализацию таких детей. Она может включать: создание для ребенка ситуации успеха и уверенности посредством индивидуального обучения и воспитания, организацию кружковой работы с целью углубленного изучения отдельных предметов или направлений, формирование и развитие системы дополнительного самообразования ребенка, организацию научно-исследовательской деятельности, организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах и т.д.
Работа по поддержке и сопровождению талантливых детей должна быть обязательно включена в учебно-воспитательную работу школы. Стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути для талантливых ребят может послужить участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, соревнованиях разных уровней.
Отличным вариантом в поддержке и сопровождении талантливых детей может являться метод учебных проектов, который, по сути, является самой эффективной стратегией поддержки талантливого ребенка. Метод проектов подкрепляет жажду талантливого ребенка к самостоятельности, учит его ставить цель, планировать действия, распределять время, силы, оценивать самого себя и свои возможности, видеть результат своей работы или продвижение к результату, учит самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации.
При работе с талантливым ребенком следует не забывать, что одаренный ученик может заняться только любым делом, углубиться в одном направлении, при этом игнорировать другие предметы или виды деятельности. Он может начинать несколько дел сразу, начинать довольно сложные задачи. В результате, если не получит ожидаемого результата, разочаровывается, а это ведет к понижению самооценки, появлению преувеличенных страхов, повышению уязвимости, и как следствие – появляются резкие высказывания, слезы, или замыкание в себе [5, С. 21-22].
Но успех талантливого ребенка зависит не только от него самого, но и от педагога, который с ним работает. Преподаватели школ должны понимать, что технологиям работы с талантливыми детьми нужно учиться. Администрация учебного заведения должна обращать серьезное внимание на развитие системы мер поощрения тех педагогов, которые достигли больших успехов в работе с талантливыми детьми.
В технологию поддержки талантливых детей должен быть заложен еще один пункт - это демонстрация и пропаганда достижений ребенка. Но в этом не стоит культивировать в талантливом ребенке сознание своей исключительности потому, что в ситуации, когда ребенок столкнется с напряженной умственной работой и неизбежными неудачами, он деморализуется и может начать негативно относиться к учебе, а низкие оценки будет расценивать как проявление недоброжелательности преподавателя [1, с. 116].
В основу технологии поддержки и сопровождения талантливых детей должно быть заложено раскрытие потенциальных возможностей такого ребенка. Исходя из этого сущность всей работы с талантливыми детьми должны быть направлены на:
- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие коммуникативных навыков;
- снижение уровня тревожности;
- формирование адекватной самооценки;
- обучение методам релаксации и визуализации.
К основным направлениям поддержки и сопровождения талантливых детей можно отнести организацию групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, которые будут нацелены на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организацию труда, планирования, эффективную коммуникацию и т.д.
При разработке образовательных программ основное внимание нужно, на мой взгляд, уделять становлению, развитию и воспитанию личности талантливого ребенка. Основой в поддержке и сопровождении талантливых детей должна стоять стратегия обучения и развития на принципах ускорения, углубления, обогащения. Эти программы должны быть четко ориентированы на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка [4, с. 55].
Следует также обеспечить для ребенка гибкость и вариативность самого учебного процесса (например, включить в них предметные, надпредметные и метапредметные знания и умения, предусмотреть использование разнообразных источников информации).
Такие программы должны содержать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.
Сейчас поддержка и сопровождение талантливых детей выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который будет способствовать развитию талантов детей.