Тенденции развития многофункциональных храмовых комплексов
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Тенденции развития многофункциональных храмовых комплексов
В настоящее время культовые сооружения играют значительную роль в застройке населенных мест. Среди них наиболее распространенным типом являются многофункциональные храмовые комплексы, которые оказывают заметное влияние на формирование архитектурно-художественного образа городов. Велико их значение в социальной жизни общества. Они способствуют формированию социально благополучной среды, стимулируют культурно-духовное развитие личности [1, с. 12].
Отличительными особенностями современного храмостроительства в Российской Федерации является:
- необходимость в строительстве многочисленного количества новейших храмов;
- возведение, не отдельных храмов, а новых комплексов, которые включают в себя здания и сооружения, обеспечивающие весь спектр деятельности современной Церкви: богослужебной, просветительской, благотворительной, хозяйственной;
- отсутствуют зарезервированные места для строительства церквей в определенных населенных пунктах;
- потеря преемственности в церковном строительстве;
- отсутствие навыков проектирования церковных зданий у большого количества современных архитекторов;
-отсутствие централизованных церковных источников финансирования строительства храмов.
Основной задачей возведения большого количества новых церквей является наличие большого количества квалифицированных проектировщиков и строителей, денежных средств и поддержки органов власти. Подобная задача была в России в середине XIX в., когда проходило активное освоение вновь новых районов Сибири. В тот момент можно было решить данную задачу, так как была государственная программа с целевым финансированием и возведение храмов велось при условии наличия «образцовых» проектов, которые были специально разработаны для этой цели опытными архитекторами [2, с. 210]. Сегодня можно говорить лишь о наличии моральной поддержки властей. Стоит отметить что, очень важным является разработка проектов храмовых комплексов не высоких по цене в строительстве и которых есть возможность возможностью строительства очередями.
При отсутствии места возведения храма в центре города его строительство может быть реализовано и в ином месте, но с соблюдением принципа доминантности храма среди окружающей застройки. Требуемая доминантность может быть реализована различными способами, которые зависят от места расположения и характера окружающей среды. Свободно возведенная, пластичная форма церкви в любом случае будет выделяться среди современной застройки городов, сочетание с различными сооружениями обеспечит его градостроительную значимость.
Минимальный опыт проектирования при утрате преемственности в храмостроительстве и полное отсутствие проектно-методической базы в наше время проектной деятельности может в малой степени компенсироваться соблюдением практикующими строителями основного принципа православного храмостроительства: соблюдение канонической традиции и сохранения личностного творчества опыту церкви.
Церковная архитектура выражала один и тот же образ «Царства Небесного», но разными способами, которые соответствовали умонастроениям эпохи и верующих.
В наше время появился интерес к русской истории и старой православной культуре. В наше время воссоздаются и строятся новые храмы и, соборы и церкви, создаются различные монастырские музеи, библиотеки, школы, больницы и духовно-просветительские центры, которые возвращают Русской Православной Церкви прежнюю роль в жизни современного общества [3].
В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует предоставление церквям налоговых и иных льгот, оказание гос. помощи различным религиозным организациям в реставрации, содержат и охраняют здания и сооружения, которые являются памятниками российской истории, утверждается право религиозных организаций на проведение образовательной деятельности. 30 ноября 2010 года принят Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Передача государством Церкви знаменитых зданий, что ранее ей принадлежали, которая в свою очередь способствует возвращению этим объектам исторических ценностей. Компетенцию Патриаршего совета по новой культуре входит ряд вопросов о взаимодействии с различными государственными и негосударственными институтами образования и культуры. В 2012 году был зафиксирован акт подписания соглашение о совместном сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством культуры Российской Федерации. Данная программа включает в себя реставрацию за счет средств федерального бюджета храмов, монастырей, которые находятся в федеральной собственности и относятся к памятникам истории и культуры. В конце 80-х и начале 90-х годов начинается процесс возрождения церковного имущества.
Важной задачей Церкви является воссоздание сооружений, имеющих сакральное значение. Следует отметить что, следующим этапом в становлении церковной архитектуры является создание комплексов, обрамляющих уцелевшие церкви, освоение возвращенных храмовых территорий, реставрация и возведение зданий, необходимых для полноценного функционирования. В начале процесса воссоздания церковного имущества сфера влияния Церкви набирает обороты, охватывая разные социальные группы, которые возникают в работе приходов, прежде всего, просветительской и образовательной. Потребность в специализации и консолидации всех видов вне богослужебной деятельности привела к появлению в 90-е годы первых православных приходских центров, которые включают в себя: воскресную школу, курсы катехизации, библиотеку, лекторий, молодежные организации, различные кружки, секции и студии [3].
В начале 21 века реорганизация социальной деятельности приходов, которая включала в себя создание духовно-просветительских центров, является одним из основных направлений деятельности Церкви. По официальным источникам Русской Православной Церкви гласят, что: «В Русской Церкви появилось достаточно сильное и эффективное социальное служение, если люди в Москве будут усовершенствовать новую социальную функцию Церкви, то малого размера приходских помещений в храмах может не хватить. В каждой церкви должны быть созданы молодежные центры, различные службы для работы со стариками, беспризорными, людьми, нуждающимися, которым необходима социальной поддержке. «В каждом из возводящихся храмов изначально был запланирован духовно-просветительский центр, который должен был иметь воскресную школу, библиотеку, клуб для молодежи, кинолекторий и другие функциональные зоны. Приходы станут основными центрами социального и культурного служения в своем районе». Иными словами, на территории храма появляется новый объект, который в свою очередь предназначен для консолидации социальной деятельности прихода [3]. В 2012 году начался процесс реализации на практике «Программы-200» - один из самых масштабных в истории России централизованных программ церковного строительства. Главной задачей создание подобных центров призвано активизировать внебогослужебную деятельность приходов и увеличить их значимость в культурной инфраструктуре страны. Возведение духовно-просветительских центров на территориях приходских церквей является новейшим перспективным направлением в развитии храмовой архитектуры.
В настоящее время духовно-просветительские центры существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Владивостоке, Якутске, Туле, Нижнем Новгороде и в других городах России, действуют православные центры в Париже и Риме.
Усиленное строительство духовно-просветительских центров в Москве пришлось на вторую 2000-х годов, но стоит отметить что продолжается и по сей день. Полное представление о духовно-просветительских центрах можно составить на основе анализа структуры и архитектурно-градостроительных решений центров, построенных в Российской Федерации за последние пятнадцать лет.