Статья:

Особенности бытового цикла в работах Гелия Коржева

Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Ермаков Е.В. Особенности бытового цикла в работах Гелия Коржева // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(111). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(111).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности бытового цикла в работах Гелия Коржева

Ермаков Егор Викторович
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В бытовом цикле работ Г. Коржев представляет свой взгляд на повседневные ситуации и персонажей. Он заостряет внимание зрителя на ловко выхваченные им моменты из жизни, превращает их, используя разнообразные символы, в своего рода высказывания. Художник не называет своих персонажей и при всей технической проработанности живописи не усложняет картины чрезмерным количеством лишних деталей. Этим он подчеркивает безвременность изображенного и помещает героев в некий прозаический вакуум.

«Художник» - картина написанная Гелием Коржевым в 1961 году под впечатлениями из поездки во Францию. В этой жанровой сцене явно видны влияния сурового стиля. На ней изображен обедневший художник, рисующий пастелью обнаженную женщину на асфальте. Он напряженно всматривается, будто пытается понять движение формы. Справа от него лежит головной убор с четырьмя монетами. Выше художника сидит на газете, прислонившись к дереву, его девушка. Её пустой и уставший взгляд обращен в себя. Изображенный на картине художник, будто первобытный человек, пронесшийся к нам сквозь время, но вместо потолка своей пещеры, устремленного ввысь, он наоборот тянется все ближе к земле, отвергая духовное, высшее знание. На все это также намекает и внешний вид самого художника: ярко выраженные надбровные дуги, грубые формы лица, заросшая борода, большие и будто выдолбленные из камня руки. Рисунок этого первобытного художника показывает его тягу к пониманию телесного, осязаемого. Он, как и его девушка, находятся в своих раздумьях, и они, приближенные к земному, плотскому, отрешены от людей стоящих над ними. В правом верхнем углу мы видим лишь обувь людей, будто воспаривших над этим миром, скрытых от нашего взора[1].

Основными цветами данной картины являются охра, оранжевый, темно-коричневый, зеленый. Художник не просто так выделяется оранжевым цветом. Его одеяния намекают на его божественную, творческую природу. Это говорит о его способности к созданию и перерождению, вечной жизни. Стоит также обратить внимание на цвета рисуемой художником картины. Она изумрудно-зеленоватая с синим фоном, что говорит о его желании создать и обуздать спокойствие. Он, создавая аналог видимого им в природе, пытается обрести понимание трансцендентной природы естества.

Г. Коржев пишет своего «Художника» крупным и уверенным мазком, ловко режет форму и придает своим, в чем-то неестественным, персонажам жизнь чуткой работой с касаниями и перспективой. На все происходящее в картине мы смотрим с высоты глазами заинтересованного прохожего, наблюдающего за размышлениями этого удивительного человека.

«Художник» - картина, без каких-либо прикрас выражающая наше стремление обуздать свою собственную природу. Она в ироничной форме воспевает труд творца и заставляет задуматься о том, сколько же стоит наше извечное стремление к рефлексии.

Интересно отметить, что в Г. Коржев в картинах бытового цикла не раз дает изучить своих героев с высоты. В картине «Опрокинутый» 1976 года зритель может наблюдать за растоптанным толпою безымянным митингующим, возможно даже революционером. Он лежит на транспаранте с выведенной зеленым цветом надписью «liberté». О его трагической судьбе свидетельствуют явные следы чьих-то ботинок на транспаранте. Его раздавила возбужденная толпа, ослепшая на пути к свой несбыточной мечте - свободе (liberté от фр.-свобода).

Он, опрокинутый, лежит в объятьях с вечным лозунгом притесненных, требующих независимость и равенство.

Судя по книгам, лежащим у героя под рукой, перед нами еще молодой человек, студент. Одна из этих книг открыта, и мы видим очертания какого-то текста или изображений.

Этим художник подчеркивает извечное повторение людьми собственной истории, и данный поверженный герой является лишь еще одной из страниц летописи человеческой жизни.

На его шее красный шарф, символизирующий борьбу, революционный настрой. А зеленый текст на транспаранте говорит о тяге к жизни и молодости, необъяснимой тяге мыслящего человека к своей истинной природе.

Эта гармония цветовых контрастов также подчеркивает революционный настрой персонажа данной композиции.

Он лежит вплотную к краям композиции. Г. Коржев, вписывая своего персонажа практически в квадратный холст, заостряет внимание и подчеркивает динамику позы, выхватывая персонажа из его возможного окружения. Без лишних деталей художник рассказывает нам поучительную историю о вечных трагедиях человека стремящегося к свободе.

К бытовым произведениям Г.Коржева также относятся натюрморты. Они отличаются грамотной композицией и мастерски переданной фактурой изображаемых материалов. Каждый из них несет в себе определенную историю. Художник при помощи изображения вещей обихода показывает разнообразные взаимодействия людей и рассказывает об их жизни.

При этом каждый может найти собственную трактовку данных произведений. Одной из таких картин является «Стакан молока». Четыре старых горшка, будто парящие на темном фоне, окружают звонко блестящий стакан молока, стоящий на белой салфетке.

Сквозь эту ткань различимо очертание края некой плоскости.

Эта картина заставляет задуматься о природе молока в данном стакане и его том, что оно вместе с ним символизирует.

Может ли это быть классическим конфликтом поколений или моментом рождения чего-то нового? Может ли это быть взаимодействием округлой и закоптившейся сельской жизни с граненой и блестящей городской?

Или же все это символизирует технологическое развитие человека?

В натюрморте «Забытый шут» Г. Коржев изображает игрушечного шута, сидящего на краю пустой тарелки. Фигуры изображены на фоне серой стены и стоят на серой плоскости.

Это произведение 1990 года, времен заката СССР, возможно, рассказывает о том, как показное шутовство может оставить человека сидеть голодным на краю пустой тарелки. Может быть и так, что незаполненный сосуд символизирует отсутствие у шута необходимой для него публики. Художник подчеркивает неподвижность натюрморта, практически вписывая овал тарелки, держащий всю композицию, в квадрат холста. Кукольный шут, хоть и придает работе определенную динамику, но сам замкнут в свой вечный круг, чем и вызывает ощущение покоя, создаваемое картиной.

В бытовом цикле хорошо просматривается увлеченность Г. Коржева. изучением натуры людских взаимодействий и натуры человека. Он, без излишней массовости и с присущим ему гуманизмом, показывает нам свои размышления об определенных моментах человеческой жизни.

 

Список литературы:
1. Алексей Бобриков. «Гелий Коржев и власть земли» // Портал «www.moscowartmagazine.com» (http://moscowartmagazine.com/issue/92/article/2044). Просмотрено: 09.04.2020.
2. Антипина Д. О. Символическое в творчестве ГМ Коржева //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2015. – №. 175.
3. Арсений Штейнер «По ту сторону времени и видимости» // Портал «www.artchronika.ru» (http://artchronika.ru/persona/gely-korzhev/). Просмотрено 09.04.2020.
4. Дьяконицына А. Гелий Коржев: Имею право //TretyakovGalleryMagazine. – 2016. – Т. 52. – №. 3.
5. Зайцев Е.В. В мастерской художника Гелия Коржева. А жизнь продолжается….// Журнал Слово. №4, 2003.
6. Манин В. С. Русская живопись ХХ века, Т. 3 // Санкт-Петербург: Аврора. – 2007.