Организация рефлексивной деятельности на уроках физики
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Организация рефлексивной деятельности на уроках физики
The organization of reflective activities in physics
Tatiana Ivleva
State special educational institution «Nizhny Tagil Evening School For Adults No. 2», Russia, Nizhny Tagil
Аннотация. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительных колониях являются важной составляющей частью общей системы образования, которая удовлетворяет интересы и потребности личности, общества и государства. В статье представлен опыт применения рефлексии в процессе обучения физике.
Abstract. Evening (shift) secondary schools in correctional facilities are an important part of the General education system that meets the interests and needs of the individual, society and the state. The article presents in the process of learning physics.
Ключевые слова: рефлексивная деятельность; рефлексия.
Keywords: reflective activity; reflection.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефле́ксия — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности.
Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Ученики не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношения к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Без такой фиксации у школьника не возникает и не может возникнуть необходимость что-либо познавать и понимать. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т. е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии на уроках физики относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики.
Примеры анализа таблицы. Пример 1. Сделать анализ таблицы по вопросам:
1. Как называется таблица?
2. Что представлено в таблице?
3. В каких единицах измеряются табличные данные?
4. Какую закономерность (закономерности) Вы наблюдаете?
5. Предложите свое объяснение выявленной закономерности.
6. Есть ли исключения и с чем они связаны?
Пример 2. Сравнить физические понятия «инерция» и «инертность»
Инерция |
Инертность |
Отличие |
|
Явление |
Свойство тел |
Скорость тела не изменяется |
Скорость тела меняется |
Нет физической величины, которая характеризует явление |
Масса характеризует инертность |
Сходство |
|
Связано с движением тел |
|
Похоже в написании |
Какое практическое значение имеют данные таблицы? (стандартное применение таблицы – для решения задач по физике и нестандартное - составление своих задач)
Пример задачи с недостающими данными.
Задача. Определите линейную скорость движения Луны вокруг Земли, если период обращения Луны вокруг Земли составляет 27,3 суток, а ускорение свободного падения на Луны 1,62 М/с². (орбиту Луны считать круговой). Для решения задачи нет необходимости использовать период обращения Луны и ускорение свободного падения на Луне. Из справочника массу Земли и расстояние между центрами Земли и Луны находим линейную скорость движения Луны вокруг Земли:
F=GmM/r², F=mv²/2 → GmM/r²=mv²/2, разделив обе части равенства на m и умножив на r, получим: GM/r= v². Тогда v=√ GM/r=1*10³ м/c.
Главной характеристикой учебных заданий этого вида является использование различных способов схематизации совершённых действий. Например, когда учащиеся выполняют рисунок к условию задачи, строят чертеж, читают график, объясняют схему, они развивают свои рефлексивные умения.
Пример задачи с использованием графического способа решения.
Задача. Спортсмен пробежал 100 метров за 10 секунд, из которых 2 секунды он потратил на разгон. Остальное время он двигался равномерно. Чему равна его скорость равномерного движения?
Алгоритм решения: проанализировать условие задачи; построить график; составить уравнение, описывающие процессы; найти решение в общем виде; проверить правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованиями величин; произвести вычисления; оценить реальность полученного решения.
Задания на фиксацию знания о незнании, например, на этапе совместного формулирования темы и задач урока также способствуют развитию рефлексивных навыков. При решении физических задач ученику необходимо выделить принципиально новые условия в задаче; проанализировать имеющиеся у него знания и умения на предмет несоответствия новым условиям; определить необходимую ему информацию (каких знаний и умений не хватает) для решения задачи.
Задания на выяснение оснований собственных действий. Задания такого рода должны содержать в себе требование обосновать совершённые действия. Поэтому в текст целесообразно включить следующие вопросы:
– Объясни, почему ты выполнял именно такие действия при решении задачи?
– Можно ли было выполнить другие действия?
– От чего это зависело?
Развивают рефлексивные умения задания, которые учат ученика учиться. Для этого можно использовать следующие приемы: синквейн (динамометр, температура), кластеры (например, «Атом»).
Безусловно, существует еще другие приемы осуществления рефлексии средствами предмета: резюме, эссе, мини-сочинения, написание стихов, сказок, составление рассказа о физической величине. Например, составить рассказ «Сила» по плану:
1. Название величины и ее условное обозначение.
2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
3. Определение.
4. Формула, связывающая данную величины с другими.
5. Единицы измерения
6. Способы измерения величины.
Данный вид целесообразно проводить по окончании изучения темы, проведения семинара, конференции, дидактической игры. Участникам взаимодействия предлагается на отдельных листах бумаги написать небольшие по объёму тексты на темы: «Как я оцениваю результаты семинара» (семинар на тему «Мир и место человека в этом мире», 10 класс) , «Что мне дало участие в конкурсе» (например, конкурс «Экскурсия в мир занимательной физики», 8 класс), «Во время обсуждения я приобрел …», «Данная проблема для меня – это…», «Конференция заставила задуматься» (например, конференция на тему «Ядерное оружие: тревога и надежда человечества», 11 класс). С помощью таких вопросов происходит осознание обучающимися собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования. Учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней. Например, после изучения новой темы, провести олимпиаду (например, олимпиада «В мире звука», 9 класс). После ученикам предложить подумать о результатах и ответить на следующие вопросы: «Что не получилось и что получилось?», «Какие задания вызвали интерес?», «Была ли польза от такого рода работы?», «В чем вы видите собственное приращение?».
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».