Статья:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Варнавский С.Н. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

Варнавский Сергей Николаевич
аспирант, Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи

 

THE EDUCATIONAL POWER OF THE MILITARY-PATRIOTIC SONG IN THE FORMATION OF THE CITIZENSHIP OF CONSCRIPTED SERVICEMEN WITHIN THE FRAMEWORK OF CULTURAL AND LEISURE WORK

 

Sergey Varnavsky

Graduate student, International Innovation University, Russia, Sochi

 

Аннотация: В статье рассматривается влияние музыки на организм человека, а также какую воспитательную силу несет военно-патриотическая песня в формировании гражданственности военнослужащих проходящих военную службу по призыву в рамках культурно-досуговой работы.

Abstract: The article examines the influence of music on the human body, as well as the educational power of a military-patriotic song in the formation of citizenship of military personnel undergoing military service as part of cultural and leisure work.

 

Ключевые слова: гражданственность; культурно-досуговая работа; военно-патриотическая песня; музыка; военнослужащие по призыву.

Keywords: citizenship; cultural and leisure work; military-patriotic song; music; conscripts.

 

Проблема гражданского воспитания молодежи была и остается актуальной в любом обществе и является одной из приоритетных задач воспитательной работы организаций образования и других социальных институтов. Она собой представляет процесс развития у молодежи любви к нашей Родине, в том числе желания трудиться на благо своего Отечества. Традиционная воспитательная деятельность, проводимая в области развития гражданственности осуществляется в комплексе с другими направлениями воспитательной работы.

Поэтому поиск новых результативных подходов к воспитательному и педагогическому процессу по формированию гражданственности у молодежи должно являться одной из первостепенных задач, которые стоят перед государством. Поскольку именно это позволит осознать молодому поколению свою роль в жизни страны, тем самым будет способствовать ее развитию и безопасности.

Одним из инструментов по формированию гражданственности является музыкальная культура. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства человека, изменять духовный и нравственный мир человека, значит, эффективность в воспитании гражданственности может возрасти, причем значительно. То, что музыка может играть важную роль в физическом, духовном и умственном развитии молодежи многие педагоги, философы признавали.

Почему же музыка оказывает такое влияние на человека? Когда только зародилась культура и искусство люди начали слушать музыку и это имеет давние исторические корни, более 30 000-35 000 тыс. лет назад. Тогда играли на флейтах каменных, а так же костяных арфах.

Как музыка способна влиять на состояние человека, а именно эмоциональное возможно найти в работах известного древнегреческого философа Пифагора. Человек способен находить верный ритм в процессе жизнедеятельности, при танце, речи, игре, мыслях, пении, поступках от рождения до смерти, и это было важнейшим понятием в этике Пифагора [1, с. 257].

В свою очередь известный педагог В.А. Сухомлинский, который занимался, также проблемой гражданственности говорил, что музыка объединяет, как эмоциональную, так и моральную, и эстетическую сферу жизни человека. Музыка − это язык чувств [2].

Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) как неотъемлемая составляющая нашего общества, в первую очередь обеспечивающие защиту Отечества от внешнего врага. Несомненно, музыка имеет неразрывную связь с военным делом. У военных подразделений были всегда свои военные оркестры. Притом военные парады проходят под звук оркестра. Музыка, можно сказать, является камертоном русского военного. Необходимо отметить, что в России с незапамятных времен музыка была одним из инструментов по формированию боевых, духовных и нравственных качеств солдата. Еще с  IX в. музыкой на Руси, с применением, таких инструментов как бубны, трубы сопровождались военные походы. В период, когда царствовал Ивана IV, в 1547 году для управления музыкой военной был издан Приказ Большого двора. Также большое значение военной музыке уделял Император Петр I. Это было средство для того чтобы поддерживать воинскую дисциплину, а также поднимать боевой дух войск. Один из выдающихся полководцев России А.В. Суворов следующим образом оценивал роль музыки в военном деле: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил» [3]. В России о второй четверти XIX в. происходит создание первых оригинальных произведений для духовых оркестров. Выражение, которое относится к тому периоду: «Военный оркестр это визитная карточка полка» сохранилось и сейчас [3].

Для успешного выполнения поставленных служебно-боевых задач военнослужащими необходимо, чтобы у них были сформированы гражданские качества, готовности защиты Отечества не жалея себя, выполняя воинский долг.

В Вооруженных Силах проходят службу различные категории военнослужащих: по призыву, по контракту. Хотел бы остановиться на военнослужащих проходящих военную службу по призыву. Данная категория военнослужащих, как правило приходит на службу, либо после школы, либо после среднего учебного заведения. В среднем возраст 18 – 20 лет. В настоящее время наблюдается тенденция того, что все больше ребят приходят в армию, имея 9 классов образования. Данная категория военнослужащих проходит службу один год. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при планировании воспитательного процесса эти факторы должны учитываться. Так же по результатам анкетирования мы видим, что большая часть молодых людей идут в армию не осознанно, то есть если у них был бы выбор не идти служить они бы не пошли. И это накладывает определенные трудности в процессе воспитания. Необходимо учить не только военному делу, но и проводить педагогическую и воспитательную работу с целью культурного, духовного развития. Чтобы за год, который служат они стали более разносторонней личностью, получили знания и умения, которые также могут пригодиться в гражданской жизни, стали более уверенными в себе. Именно это поспособствует формированию у военнослужащих гражданских качеств.

Формирование гражданственности у военнослужащих ведется в системе военно-политической работы, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование идейно-убежденного, сильного духом личности. Одним из направлений военно-политической работы является культурно-досуговая работа, которая выполняет ряд функций: воспитательная, творческая, познавательная и др. [4]

Одной из форм музыкальной культуры является песня, которая присутствует также в армии ежедневно: строевая песня, исполнение гимна. Песня способна воздействовать на военнослужащего с точки зрения воспитания.  Включение в программу культурно-досуговой работы элементов патриотической культуры, например, военно-патриотической песни о Великой Отечественной войне, непременно может способствовать формированию гражданственности.

У современных военнослужащих по призыву песни о Великой Отечественной войне ассоциируются в лучшем случае только с празднованием Дня Победы. Однако после всеобщего торжества молодежь забывает этот репертуар до следующего года. Одним из решений про­блемы может стать введение в программу культурно-досуговой работы нового цикла за­нятий, целиком посвященных военным песням, на пример песен о Великой Отечественной войне.

Здесь мы предлагаем использовать, историческое и культурное наследие военной песни для проведения занятий и бесед. И это несет огромный потенциал, как нравственный, так и педагогический. При прослушивании песен о Великой Отечественной войне мы погружаемся в атмосферу, будто переживаем чувства солдат, которые защищали Родину, чувства их родных и близких, которые ожидали их возвращения.  И те чувства, и состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза в День Победы 9 мая 1945 года. И ведь не случайно именно День Победы был и остается праздником всенародным. И только он уцелел из всех праздников Советского времени, когда рухнул Советский Союз, прекратились демонстрации, а многие праздники свою значимость утратили. Именно восприятие Дня Победы происходит как культурная память, государственного наследие. До нынешнего времени День Победы и то, что связано с Великой Отечественной войной, воспринимается, как всенародная трагедия и всенародный триумф. Именно поэтому военная тематика имеет большое значение в воспитательном и образовательном процессе в Вооруженных Силах. Задача военно-политической работы, а так же образовательного процесса в настоящее время заключается в том, чтобы использовать воспитательный и нравственный потенциал культурной памяти народа в формировании гражданственности военнослужащих. Военная песня, которая создавалась, как идеологический инструмент стала народной культурой XX века. На торжественных праздниках звучат военные песни, которые отражают чувства людей.

Военные песни, которые создавались в годы Великой Отечественной войны отражали надежды и трагедию того периода времени. Те, кто исполняли военные песни становились всенародно любимы.

Если говорить о подходах, которые возможны при преподавании военных песен в рамках культурно-досуговой работы необходимо также сказать о тематике, что позволит подобрать необходимый материал для каждого занятия. Мы видим, что военные песни отражают вечные общечеловеческие темы. Далее приведем пример тих песен, которые показаны в таблице 2.

Таблица 2.

Пример песен времён Великой отечественной войны

№,п/п

Название песни и авторы

Тема, которую отражает песня

1

«Вот солдаты идут»  ( муз.К.Молчанов, сл.М.Львовский) «Дороги» (муз.А.Новиков, сл.Л.Ошанин),

«Заветный камень» (муз.М.Матусовский, сл.А.Жаров)

верность родине и долгу несмотря на тяготы войны

2

«Моя Москва» (муз.И.Дунаевский, сл.М.Лисянский-С.Агранян)

«Катюша» (муз.М.Блантер, сл.М.Исаковский).

гордость за свою родину

3

«Где-то далеко» (муз.М.Таривердиев, cл.Р.Рождественский)

«На сопках Маньчжурии» (муз.И.Шатров, сл.А.Машистов), «Одинокая гармонь» (муз.Б.Мокроусов, сл.М.Исаковский), «Журавли» (муз.Я.Френкель, сл.Р.Гамзатов).

память

4

«На безымянной высоте» (муз.В.Баснер, сл.М.Матусовский)

верная военная дружба

5

«Темная ночь»  (муз.Н.Богословский, сл.В.Агапов), «Случайный вальс» (муз.М.Фрадкин,сл.Е.Долматовский), «Последний бой» (муз. и сл.М.Ножкин).
 

любовь, родные,              семейное счастье

 

При комплексном и системном подходе серия занятий в рамках культурно-досуговой работы в подразделении может стать неким компонентом военно-политической работы в течении года. В таблице 3 представлены мероприятия, которые должны дополнять занятия по военной песне.

При проведении серии занятий и бесед необходимо проводить постепенное и последовательное раскрытие ключевых событий каждого года войны. Музыка, которая создана в определенный год войны должна стать основой лекции, поскольку она отображает спектр тех эмоций, которые испытывали люди. Они переживали определенные исторические события.

Считаю, что в подготовке занятий способно помочь, то что военнослужащие будут последовательно изучать карту войны.

Составление четкого плана занятий, который будет освещать основные военно-политические события на Восточном фронте с 1941 г. по 1945 г. является очень важным. Так же необходимо привлекать к подготовке занятий самих военнослужащих, определив им задания, например:

1.  рассказать о каком-либо подвиге советских солдат или офицеров;

2. рассказать о какой-либо песне, сочиненной в определенный год Великой Отечественной войны (краткую биографию ее композитора или историю создания самого музыкального произведения);

3. исполнить песню, сочиненную в определенный год Великой Отечествен­ной войны.

Хотелось бы отметит и то, что занятия по данной теме должны быть составлены таким образом, чтобы у военнослужащих появлялся интерес к изучению истории нашей страны.

Воздействие музыки на военнослужащих возрастет, если осуществлять ознакомление с ней на основе деятельного подхода, а именно чтобы они выступали не только, как слушатели и зрители, но и исполняли песни, принимали активное участие в подготовке и проведении патриотических концертов.

В музыке заключается большой воспитательный потенциал по формированию гражданственности, чувства любви к Родине, народу, родному краю. Приобщение к великим ценностям может способствовать музыка. Таким образом, музыка является наиболее близким и понятным вид искусства для современной молодежи. Она связывает и объединяет различные эпохи, способствует воспитанию активной жизненной позиции современной молодежи, дает им высокие ориентиры в жизни.

И в заключение хотелось отметить, что человек не может жить без музыки. А военно-патриотическая песня, несомненно, будет положительно влиять на формирование гражданственности у военнослужащих проходящих военную службу по призыву.

 

Список литературы:
1. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Том 4. − М.: Мысль, 1983. − 779 с. 
2. История военной музыки в России [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/287819/poistoriivoennyeorkestry(дата обращения: 05.03.2017).
3. Руководство по военно-политической работе в Вооруженных силах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607917075?marker=6580IP (дата обращения: 30.04.23). 
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Из-во Концептуал, 2023, 272 с.