Изучение уровня сформированности знаний правил дорожного движения у детей с интеллектуальными нарушениями
Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Изучение уровня сформированности знаний правил дорожного движения у детей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В данной статье приводятся результаты изучения уровня сформированности знаний правил дорожного движения у детей с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: умственная отсталость; обучающиеся с умственной отсталостью; правила дорожного движения.
В настоящее время значительно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и плохим знанием и соблюдением правил дорожного движения пешеходами и водителями. Большую долю пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составляют дети, в том числе и с умственной отсталостью. Избежать несчастных случаев, в которых виновными оказываются дети с умственной отсталостью, можно лишь путём формирования у них навыков соблюдения правил дорожного движения. Для этого необходимо осуществлять специальную коррекционно-педагогическую работу, в результате которой будет значительно расширяться социальный опыт детей с интеллектуальными нарушениями, формироваться социальная позиция и увеличиваться возможность сохранения жизни и здоровья.
В отечественной педагогике накоплен достаточный опыт по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у детей с нормативным интеллектуальным развитием. Данной проблемой занимались Н.Н. Авдеева, М.М. Котик, С.Н. Пидручная, Н.Л. Князева [3].
Формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у обучающихся с умственной отсталостью посвящены работы М.С. Давыдовой, Е.А. Стебляк, С.В. Соловьёвой [1, 4, 5]. Исследователями описаны некоторые приемы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями, приведены примеры отдельных мероприятий по данному направлению. Вместе с тем, неисследованными остаются особенности усвоения и применения правил дорожного движения обучающимися с умственной отсталостью и вопросы организации и содержания деятельности олигофренопедагога по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения данной категорией детей.
С целью выявления уровня сформированности знаний правил дорожного движения у детей с интеллектуальными нарушениями мы провели беседу, в которой участвовали 9 обучающихся с умственной отсталостью 4 «А» класса.
Беседа состояла из двух частей: вступительной и основной. Во вступительной беседе уточнялось, как дети добираются из дома до школы. В основной беседе содержалось 23 вопросов, которые позволили выявить знания обучающихся о видах транспорта, дорожных знаках и их назначении, о значении сигналов светофора, о части улицы, предназначенной для транспорта и пешеходов (дорога, тротуар), умения использовать знания на практике, то есть соблюдать правила дорожного движения.
Для оценки ответов нами были разработаны критерии. Ответы обучающихся на вопросы оценивались по 3-х балльной шкале:
2 балла – обучающийся даёт самостоятельно правильный ответ.
1 балл – обучающийся допускает недочёты в ответе, либо даёт фрагментарный ответ, используя помощь учителя.
0 баллов – обучающийся допускает грубые ошибки при ответе на вопрос, не справляется с заданием даже с помощью учителя.
В результате анализа полученных данных были выделены уровни сформированности знаний правил дорожного движения у обучающихся с умственной отсталостью:
· высокий уровень – 46 –33 баллов
· средний уровень –32–18 баллов
· низкий уровень –18 – 0 баллов
С учетом выделенных уровней сформированности знаний правил дорожного движения все обучающиеся были распределены по трем дифференцированным группам, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Сформированность знаний о правилах дорожного движения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Из рисунка видно, что 22,2% обучающихся продемонстрировали высокий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения (1 группа), 44,5% – средний уровень (2 группа) и 33,3% – низкий уровень (3 группа).
Обучающиеся, вошедшие в 1 группу, самостоятельно давали правильные ответы на вопросы экспериментатора. Они знали, что нужно делать при сигнале того или иного света светофора, где безопасно ожидать транспорт, знали правила поведения в транспорте и на улице. Испытуемые рассказывали, что в автобусе нельзя прыгать, бегать, толкаться, громко разговаривать, нужно уступать места пожилым людям, инвалидам и пассажирам с детьми. Они правильно называли каждый вид транспорта: автобус, троллейбус, трамвай и знали, как правильно обходить данный транспорт. Обучающиеся справедливо считали, что подозрительные вещи трогать нельзя, потому что они могут быть опасными. Испытуемые знали, какой знак стоит на остановках общественного транспорта. Обучающиеся рассказывали, как нужно переходить дорогу по наземному и подземному пешеходным переходам. Обучающиеся осознавали, почему нельзя играть на проезжей части, наступать на люки, разговаривать с незнакомыми людьми и принимать от них подарки.
Испытуемые, объединённые во 2 группу, отвечали на вопросы с помощью экспериментатора. Обучающиеся описывали лишь по картинке, как правильно переходить дорогу по наземному и подземному пешеходным переходам, называли виды общественного транспорта, указывали количество цветов у светофора. Только с помощью экспериментатора и с опорой на картинку дети рассказывали правила перехода улицы, когда пешеход дошёл до середины дороги и загорелся красный свет светофора. Дети показывали дорожный знак, обозначающий остановку конкретного вида транспорта только после называния вида транспорта педагогом. Лишь после наводящих вопросов экспериментатора дети смогли уверенно сказать, с какой стороны надо обходить тот или иной общественный транспорт и почему.
Обучающиеся смогли определить группу дорожных знаков, изображённых на рисунке, только с помощью экспериментатора. Педагог называл тот знак, который необходимо было показать. После того, как все знаки были показаны, обучающимся требовалось определить название группы, к которой относятся данные знаки. Испытуемые могли указать конкретную группу. Обучающиеся вместе с экспериментатором разбирали значение этих знаков и затем определяли соответствущую группу.
Остальные обучающиеся, составившие 3 группу, плохо дифференцировали виды общественного транспорта, не знали, с какой стороны безопасно обходить трамвай, троллейбус и автобус. Знаки, которые обозначают остановку определённого вида общественного транспорта, они не различали. В связи с незнанием дорожных знаков и нарушением представлений о геометрических фигурах обучающиеся не определяли группу, к которой относится тот или иной дорожный знак. Когда детям требовалось показать дорожный знак «Пешеходный переход», респонденты успешно указывали искомое изображение. Но им не удалось показать верно такие дорожные знаки, как «Подземный пешеходный переход» и «Наземный пешеходный переход». Они путали все знаки, не знали их назначение, осуществляли показ произвольно. Группу знаков дети либо не указывали, либо называли не верно.
На наводящие вопросы учителя они отвечали неправильно. Например, когда педагог спрашивал, можно ли разговаривать с водителем, обучающиеся только повторяли слово вопроса «можно», не зная как правильно ответить на данный вопрос. На вопрос о том, почему нельзя вставать на сиденье, они отвечали: «Нельзя» или «Можно».
Правила перехода улицы по пешеходному переходу обучающиеся не знали, потому что они не усвоили термины и выражения, обозначающие пространственные отношения объектов («слева-справа»), плохо их дифференцировали и неадекватно применяли.
Обучающиеся не смогли дать толкование знакам «Наземный пешеходный переход» и «Подземный пешеходный переход», так как не понимали значение предлогов «над» и «под». Они, рассматривая картинку, показывали пальцем, как переходят дорогу пешеходы по наземному и подземному пешеходным переходам.
Таким образом, сформированность знаний правил дорожного движения и умений их соблюдать во многом является гарантией безопасности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и предупреждением дорожно-транспортных происшествий, в которых виновными оказываются дети. Это позволяет детям с умственной отсталостью сохранить свою жизнь и здоровье в опасных ситуациях и при несчастных случаях. Результаты проведённого констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что такие знания и умения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями сформированны на низком и среднем уровне. Исходя из этого перспективой нашей работы является совершенствование процесса формирования знаний правил дорожного движения у обучающихся с умственной отсталостью.