Временное отстранение от должности в уголовно-процессуальном законодательстве Армении и Грузии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)
Временное отстранение от должности в уголовно-процессуальном законодательстве Армении и Грузии
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос применения вмененного отстранения от должности в законодательстве Армении и Грузии. Автором сделан вывод о том, что российский законодатель может использовать некоторые положения законодательства названных государств в целях усовершенствования УПК РФ.
Ключевые слова: временное отстранение от должности, Грузия, Армения, УПК, процессуальная мера.
Многие государства бывшего СССР, являясь членами Совета Европы, предпринимают попытки усовершенствовать свое законодательство, в том числе и уголовное, чтобы стать в этом плане ближе к стандартам защиты прав человека, принятым в странах-членах Европейского Союза. К таким государствам, в частности, относится Республика Грузия, которая сейчас находится в процессе активного восприятия западноевропейских ценностей. Кроме того, такая страна как Армения, сейчас переживает интеграцию в единое с Россией экономическое пространство в рамках таможенного союза стран Евразийского экономического союза. Территориальная близость данных государств, подчеркивают необходимость изучения законодательства данных стран. Еще одним важным аспектом является то, что в 2010 г в Грузии был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК Грузии) [1].
Б.Т. Безлепкин выделяет цель применения временного отстранения от занимаемой должности. По его мнению она заключается в том, чтобы «предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства» [2]. Схожую позицию разделяет Н.А. Колоколов [3]. Следует согласиться с позициями данных авторов. Анализируя институт временного отстранения от должности необходимо исходить именно из целей его применения, при этом цель должна быть четкой и понятной.
Временное отстранение от должности по законодательству Армении имеет ряд особенностей, которые отличают ее от своего российского аналога. Процедурные аспекты применения временного отстранения от должности по законодательству Армении распределены по тексту всей ст.152 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения (далее – УПК Армении) [4].
Во-первых, в России и Армении не совпадаю субъекты, которые могут инициировать применение рассматриваемой процессуальной меры.
Из пп.1 и 2 ст.114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) [5] вытекает, что инициировать временное отстранение от должности могут: следователь с согласия руководителя следственного органа; дознаватель с согласия прокурора; в случаях указанных в п.5 ст.114 УПК РФ Генеральный прокурор РФ. Инициаторы ходатайствуют о применении такой меры перед судом, а в случае предусмотренном п.5 ст.114 УПК РФ направляют Президенту РФ представление.
В отличие от РФ круг инициаторов по законодательству Армении не столь широк. Согласно п.1 ст.152 УПК Армении инициатором применения исследуемой меры является прокурор, а также, по поручению прокурора, орган дознания и следователь. Это означает, что субъект инициатор один – прокурор. При этом нет необходимости обращаться в суд. Поэтому можно говорить, что именно прокурор обладает исключительной компетенцией инициирования и применения процессуальной меры временное отстранение от должности.
Во-вторых, в законодательстве Армении установлен срок, в течение которого руководитель временно отстраняемого лица должен исполнить постановление о временном прекращении занятия подозреваемым или обвиняемым должности.
В п.2 ст.152 УПК Армении указано, что постановление должно быть исполнено в трехдневный срок после его получения, а орган или лицо, вынесшие соответствующее постановление должны быть поставлены об этом в известность. Такая процедура вызывает положительные отклики в среде российских исследователей [6].
В-третьих, имеются особенности отмены временного отстранения от должности.
Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности нельзя считать окончательным, поскольку оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока не отпала необходимость в данной мере. В п.3 ст.152 УПК Армении закреплено, что временное прекращение занятия должности отменяется по решению суда, прокурора, органа дознания или следователя, если в нем отпадает необходимость. Это означает, что субъекты, которые могут отменить постановление об отстранении от должности и принять его не совпадают. В самой ст. 152 УПК Армении нет указания на возможность обжалования применения данной меры принуждения, однако возможность оспаривания решения органа, осуществляющего расследование по делу возможна. Данная возможность установлена в главе 39 УПК Армении в ст. 289, где указано, что необходимо руководствоваться правилами ст. 287 и 288 УПК Армении. Правом на обжалование обладают прокурор, обвиняемый, его защитник или законный представитель.
Таким образом, временное отстранение от должности по законодательству Армении осуществляется прокурором или специально уполномоченным им на это лицом, при этом отменено оно может быть судом, следователем, прокурором, органом дознания. Из этого следует, что инициатива применения исследуемой процессуальной меры всецело принадлежит прокурору, что, с одной стороны, облегчает ее применение, но с другой стороны, может привести к злоупотреблениям. Положения УПК Армении о порядке исполнения постановления о временном отстранении лица от занимаемой должности заслуживает большого внимания.
Порядок применения временного отстранения от должности по законодательству Грузии закреплен в ст.ст. 160, 161 и 162 УПК Грузии. По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.160 УПК Грузии основанием для ее применения является ходатайство прокуратуры или органов следствия/дознания с согласия прокуратуры, которое разрешается судом по месту производства следствия. При наличии достаточных оснований суд выносит определение о применении данной меры. Следовательно, в отличие от Армении отстранить от обвиняемого от должности (работы) возможно лишь посредством принятия судебного акта, что можно назвать более ориентированным на предотвращение коррупционных элементов и чрезмерного увеличения полномочий прокурора. Рассмотренный порядок применения временного отстранения от должности схож с российским законодательством, поскольку решение вопроса о временном отстранении лица от должности в России решается также судом (ст. 114 УПК РФ).
Еще одной особенностью УПК Грузии по вопросу применения временного отстранения от должности является наличие процедуры ее применения к ряду субъектов. Ст. 162 УПК Грузии, регламентирует порядок применения исследуемой меры процессуального принуждения к следующим категориям должностных лиц: члены Парламента, депутаты высших представительных органов Абхазской и Аджарской автономных республик, Народных Защитников Грузии, судей, Генерального аудитора.
Таким образом, законодательство Армении и Грузии имеет сходства в том, что в обоих государствах регламентировано то, как должен быть исполнен акт, на основании которого лицо временно отстраняется от должности. Представляется, что опыт этих стран в данном вопросе следует изучить российскому законодателю. Что касается порядка принятия такого документа, то в законодательстве Армении и Грузии имеются существенные различия. В Армении решение о временном отстранении лица от должности принимает прокурор или иное лицо, уполномоченное им. В Грузии такой вопрос решается исключительно судом, перед которым ходатайствует следствие. В этой связи можно говорить о том, что в вопросе применения исследуемой процессуальной меры, УПК Грузии более ориентирован на защиту прав человека, так как не предоставляет прокурору избыточные, как представляется, полномочия.