Статья:

Система муниципального управления в области градостроительства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Моргачев Н.А. Система муниципального управления в области градостроительства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81692 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система муниципального управления в области градостроительства

Моргачев Никита Андреевич
студент, Волгоградский Государственный университет, РФ г. Волгоград
Шарно Оксана Игоревна
научный руководитель, канд. юрид. наук, Волгоградский Государственный университет, РФ г. Волгоград

 

Градостроительство в целом и архитектура в частности исторически сложились как крайне важные институты для всех сфер общества. Хотя бы просто потому, что без крыши над головой речь о дальнейшем развитии чего-либо просто не стоит. Это являются базовой потребностью каждого человека. Настолько важно, как и важна пища, вода, друзья и так далее.

Со временем ситуация в данной области усложнилась – сильно изменилась динамика перемещений население внутри страны, появилось и стало нормой долевое строительство, изменилось соотношение между городскими и загородными гражданами в пользу городов.

Один из главных факторов развития законотворчества в данной сфере – это неготовность правовой системы Российской Федерации к рыночной экономике в целом и выше описанным причинам. Приходилось в быстром темпе переделывать огромную советскую плановую систему под новые рельсы, что отняло много времени в конце прошлого века. Однако, именно это дало отечественным законотворческим органам необходимый опыт.

Также необходимо отметить экономический фактор – нестабильный рынок недвижимости в Российской Федерации. Он не просто не стабилен – он крайне слабо контролируется, ценообразование фактически не контролируется. Исключение – за последние годы усилили наблюдение и правовое регулирование участников долевого строительства.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства - это закрепленный в нормативно-правовых актах перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований в градостроительной сфере.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности обладают следующими признаками:

  • устанавливаются нормами законодательства о местном самоуправлении и законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с предметом правового регулирования;
  • осуществляются органами местного самоуправления, в соответствии с их компетенцией;
  • представляют собой права и обязанности органов местного самоуправления в градостроительной сфере;
  • осуществляются в пределах территории муниципального образования;
  • обеспечивают осуществление задач и функций местного самоуправления в градостроительной сфере.

Принципы управления в сфере градостроительство за последние 10 лет сильно изменились.  Вместо вертикальной системы долгосрочного развития городов возник конституционный принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Иными словами, львиная доля всех полномочий градостроительного сектора были переданы органам местного самоуправления. По моему мнению, это правильно, ибо именно в данном вопросе необходимо личное знания местности и населения. Также не будет лишним отметить, что решать такие вопросы за пределами условной территории, как отмечают многие ученые – просто неэффективно. Невозможно, находясь в Москве, решать вопросы по застройкам в условной Туле, ввиду полного отсутствия знаний о местной специфике, то есть определенных локальных факторов, таких как уровень развития инфраструктуры, наличие иди отсутствие проблем с общественным транспортом, загруженность дорог и многие другие параметры, полностью понять которые возможно только прожив на определенной территории в течении нескольких лет

В настоящий момент органы местного самоуправления при поддержке населения как планируют, создавая долгосрочные планы развития территория в пределах своей юрисдикции, так и решают локальные вопросы. Например, где лучше начать строительство новых микрорайонов, как, куда и когда переселять жителей аварийных домов. Последнее было особенно ярко видно на примере реновации в Москве, так как проект «Реновация» был, по своей сути, исключительно муниципальным и регулировался полностью соответствующими органами власти в столице.

Ввиду этого факта, местное самоуправление везде и всегда осуществляется с учетом исторических и иных традиций, а также, самое главное – учитывая особенности территории.

В качестве примера можно привести Санкт-Петербург, где крайне бережно относятся к историческому наследию города, ввиду чего в некоторых районах (Невский, Петроградский, Центральный) магазинам запрещено вешать свои вывески, менять внутреннюю планировку и вообще как либо менять внешний облик города.

Второй, не менее яркий пример – формирование так называемой Новой Москвы. Когда стало понятно, что Москва как город федерального значения в целом и ее инфраструктура не выдерживают растущего из года в год притока населения, застройщиков вынудили массово начинать строительство объектов за ее пределами, а не на территории Москвы. Это было примерно лет 10 назад и буквально за одну декаду многие города-спутники Москвы кратно увеличили свое население, а подобная практика решения вопроса путем разгрузки областного центра через область уже плавно перешла во все субъекты, где есть схожая проблема.

Другим путем пошли органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, учитывая его специфику. В частности, система городов-спутников по ряду причин не прижилась и было принято решение просто расширять город, путем расширения сначала сети метрополитена, а уже потом – строительство новых микрорайонов. Именно так появились Кудрово и Новое Мурино.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия при условии их материального и финансового обеспечения. Объем полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования:

  • поселения;
  • муниципального района;
  • городского округа;

Основным нормативно-правовым актом, в котором содержатся полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства является Градостроительный Кодекс РФ, а именно статья 8:

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений;

9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

10) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

7) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;

10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

11) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

12) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.[1]

Как мы можем видеть, большая часть полномочий в сфере строительства в целом и градостроительства в частности отдана под юрисдикцию органов местного самоуправления. Такое положение для действующей политической системы не типична, так как почти во всех сферах даже субъекты Российской Федерации вынуждены многие вопросы согласовывать с Москвой, но сфера градостроительства является исключением.

Здесь необходимо сказать, что так не только правильно, так как для грамотных и компетентных решений в данной сфере необходимо знать локальную специфику субъекта, региона, района и так далее., но и крайне сокращает время на бюрократические процедуры. В каждом органе муниципальной власти имеется специальный отдел, который прямо отвечают за градостроительство. Также необходимо заметить, что так сложилось исторически юридическая и управленческая практика – у многих субъектов были свои аналоги Градостроительного Кодекса, которые сейчас заменяют различные структурные подразделения органов местного самоуправления.

Градостроительство и вообще строительство всегда отражали, как зеркало, интересы народа и возможности государства. Яркий пример – эпоха Хрущева, когда жилищный вопрос стал особенно остро (интерес народа) и в короткие сроки были отстроены миллионы квадратных метров для населения.

Но во времена СССР был некий государственный план и федеральные решения. В России же строительство находится де-факто полностью в ведении органов местного самоуправления, что создало уникальный для каждого субъекта Российской Федерации алгоритм действий. Также необходимо учитывать и такие факторы, как, например, уровень развития экономики в данный период.

Где-то пытаются разгрузить областной центр через города-спутники (Москва), где-то увеличивают общий масштаб города, строя новые районы вокруг центра (Санкт-Петербург), а где-то просто пытаются оптимизировать застройку так, чтобы инфраструктура выдержала резкий скачок населения (Краснодар).

Действующий Градостроительный кодекс РФ дает органам местного самоуправления ряд правовых инструментов в сфере градостроения, с помощью которых они могут создавать перечень правил, необходимых для гармоничного развития города по всем пунктам – от правил копания фундаментов до местоположения будущих районов.

По факту же, можно сделать вывод, что практически все инструменты в сфере градостроительства находятся в ведении органов местного самоуправления.

В настоящее время органы местного самоуправления пытаются соблюсти баланс между интересами населения, своими и инвесторов, ввиду того, что это необходимо для гармоничного и эффективного развития сферы строительства. Можно сделать вывод, что данная система доказала свою эффективность временем – за последние годы было создано множество квадратных метров жилья, во многих городах ситуация в сфере градостроительства если не стала лучше, то хотя бы были минимизированы негативные последствия. Особенно это хорошо видно на примере Краснодара, который последние несколько лет возглавляет список городов, в которых очень большой скачок населения.

Не смотря на того, что город не был готов к такому количеству новых граждан, органы местного самоуправления за несколько лет действительно минимизировали негативные последствия- были найдены средства на расширение дорог, строительство новых школ, микрорайонов, больниц и так далее.

 

Список литературы:
1. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

[1] "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)