О ПРАКТИКАХ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ДЖУУРИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)
О ПРАКТИКАХ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ ДЖУУРИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В конце 1990-х - начале 2000-х годов, после распада в 1991 г. СССР, горские евреи, как и представители многих других народов, начали покидать места своего традиционного проживания и массово переселяться в другие города и страны. В результате миграционных и эмиграционных процессов горские евреи на сегодняшний день наиболее массово проживают на трех континентах в следующих странах: в Израиле (самая многочисленная община); в России: в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Пятигорск, совсем небольшие общины сохранились в Махачкале и Дербенте; в Азербайджанской Республике; Германии; в Австрии; в США; в Канаде и небольшими группами в Бельгии, Великобритании, Австралии.
При этом единственным местом компактного проживания горских евреев остается, как и в прошлые советские годы, поселок Красная Слобода в Азербайджанской Республике (в прошлом – в Азербайджанской ССР). Исследователи, описывая процесс расселения горских евреев по территории постсоветской России, а также за рубеж, отмечают, что Москва, будучи экономическим центром современной России, в конце 1990-х - начале 2000-х годов, стала одним из тех мест, куда устремились многие горские евреи, переехав сюда из республик Южного и Северного, Кавказа, из Закавказья: из Азербайджанской и Грузинской ССР, из Дагестанской, Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской АССР, из городов Ставропольского края [4, 313-316].
Изменения в расселении горских евреев за три десятилетия естественным образом привели и к изменениям в привычном укладе их жизни. Значительные изменения произошли в положении языка джуури, в самом характере национально-русского двуязычия, в языковой ситуации. Так, в исторических местах проживания носителей языка джуури горских евреев сохранялась привычная языковая среда, которая благоприятствовала функционированию и жизнеспособности этнического языка. Тогда как переселение со временем привело к почти полной утрате родного языка средним и младшим поколениями горских евреев. В научной литературе, в одной из работ исследователя языка джуури Е.М. Назаровой [6, с. 413 – 417] приводится описание тех изменений в жизнеспособности языка джуури и характере языковой ситуации, которые постепенно привели к указанному явлению – к опасности утраты языка. Как свидетельствует Е.М. Назарова, “проведенное нами социолингвистическое исследование, охватывающее столетний период функционирования языка горских евреев джуури в бывшем СССР и в современной России, свидетельствует о неблагоприятном развитии языковой ситуации. В настоящее время на джуури свободно говорит только старшее поколение его носителей, а среднее и младшее поколение практически не владеет языком” [6, с. 411]. И далее в своей работе Е.М. Назарова описывает целый ряд факторов, который с течением времени привел к современному положению языка джуури, когда в семьях горских евреев на протяжении нескольких поколений его носителей была нарушена межпоколенная передача родного языка от одного поколения к другому.
Из работ специалистов [6, с. 413 – 414] известно, что по заключению Международной ассоциации ученых-лингвистов и ЮНЕСКО в 2010 году язык горских евреев, исходя из нескольких критериев ослабления его жизнеспособности, был занесен в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» [10, с. 1 – 20; 11].
С конца 1990-х гг. в среде горских евреев Москвы наметилось общественное движение, направленное на сохранение этно-культурного наследия и прежде всего языка джуури. Происходило объединение горско-еврейских общинных лидеров, представителей академической, научной среды и начавших появляться языковых активистов. С годами началось формирование общественных организаций горских евреев, во многом определяющих их этнокультурную жизнь в Москве и в регионах [6, с. 427 – 438; 9, с. 693-705;].
В эти годы начали открываться общинные центры и горско-еврейские ешивы, издаваться книги на языке джуури, а также общественно-политические и религиозные журналы.
Первой общественной организацией горских евреев, чья деятельность распространялась на несколько стран, стал созданный в 1997 г. Российский фонд сохранения и развития еврейской культуры, который возглавил предприниматель, руководитель группы компаний «ЗАР» Заур Гилалов. Его младший брат Акиф Гилалов стал главой религиозной общины горских евреев Москвы «Бейт Талхум», открытой в 2000 г. братьями Гилаловыми. В начале 2003 года братьями Зауром и Акифом Гилаловыми была создана общественная организация «Всемирный конгресс горских евреев» (ВКГЕ), первый Учредительный съезд которого состоялся в Израиле в Тель-Авиве в феврале 2003 года [9, 693-705].
Как прокомментировал создание ВКГЕ Заур Гилалов на Учредительном съезде, Конресс был создан для того, чтобы помочь горским евреям в сохранении языка, литературы, национальных и религиозных традиций: «Мы хотим открыть миру самобытность культуры нашего народа, восстановить забытые страницы прошлого» [8, 24–27]. Сферой деятельности ВКГЕ стало по большей части возрождение традиционных религиозных форм жизни горских евреев: открытие новых синагог, участие в восстановлении старых, издание религиозной литературы и академических изданий по истории и культуре горских евреев [5, с. 7 - 12].
В 2001 г. создается Региональный благотворительный общественный Фонд поддержки горских евреев CТМЭГИ [12], деятельность которого охватывала все сферы общинной жизни: религию и духовно-нравственное воспитание, историю и традиции, обычаи и обряды, язык и литературу, культуру и искусство, музыку и хореографию и многое другое [9, 701-704]. Целью фонда стало продвижение различных социально ориентированных, гуманитарных, благотворительных проектов, направленных на развитие общинной жизни и сохранение многовековых традиций горских евреев. Президентом Фонда с момента его основания до настоящего времении является кандидат философских наук, кавалер Ордена Дружбы РФ Г.Р. Захарьяев [13].
С 2014 г. «визитной карточкой» этого Фонда стала Программа поддержки, сохранения и популяризации языка джуури, которая была подготовлена знатоками языка и профессионалами науки и образования. Составителями и активными участниками ее реализации являются: исполнительный директор Фонда Д.И.Данилов, старш.преп. РГУ им. А.Н. Косыгина специалист по иранскому языкознанию, исследователь языка джуури Е.М. Назарова, знаток языка джуури, методист, автор Букваря джуури Г.Б. Исаков [3], знаток языка джуури, составитель Еврейско (джуури)-русского словаря М.Н. Нафталиев [7], автор современного учебника языка джуури в двух частях преп. РГУ им. А.Н. Косыгина Г.Н. Богданов [1, 2].
Программа сохранения и возрождения языка джуури ориентирована на несколько основных направлений работы, которые реализуются на площадках Фонда СТМЭГИ, а также на площадках партнеров – других еврейских организаций Москвы и Подмосковья, в Дагестане, Израиле, США, где созданы и функционирую региональные филиалы Фонда.
Рассмотрим все практики сохранения языка джуури, которые использует в своей деятельности Фонд СТМЭГИ, начиная с 2014 г.
1. Созданы и функционируют в Москве и в Подмосковье специальные воскресные школы для детей, где проводятся уроки по языку для детей двух возрастных групп: 1) для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2) для детей среднего и старшего школьного возраста. Такие школы функционируют на базе следующих еврейских и горско-еврейских общин:
а) В России – в Москве и в Подмосковье: в Центре Объединения горских евреев в Сокольниках, в Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Общине горских евреев «Геула», в Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Цемах Цедек», в еврейской общине Loft Lubavitch на Юго-Западе, в еврейской организации «Культурный центр «Шалом (Мир)» в Щелковском проезде, в горско-еврейской общине Шаарей Кедуша, в горско-еврейской общине Бейт-сфаради - Белая дача; а также в Дагестане – в горско-еврейской общине г. Дербента.
б) За пределами России: в Израиле - в горско-еврейской общине г. Хадера (курирует работу филиал Фонда СТМЭГИ – STMEGI Israel), в США - в горско-еврейской общине г. Нью-Йорка.
2. Фондом СТМЭГИ создана дошкольная база для преподавания языка джуури: открыт еврейский детский сад в Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Цемах Цедек» (Москва), где ведется преподавание языка джуури.
3. Здесь же надо отметить, что база четырех из вышеназванных общественных объединений в апреле-мае-июне текущего учебного года стала площадкой проведения занятий по языку джуури в инновационном формате «Языковое гнездо» силами магистрантов 2 курса программы «Язык и культура еврейских диаспор» РГУ им. А.Н. Косыгина в рамках производственной учебной практики[1]: в языковых кружках для детей дошкольного возраста в Центре Объединения горских евреев в Сокольниках, в Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Общине горских евреев «Геула», в Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Цемах Цедек» и в еврейской общине Loft Lubavitch на Юго-Западе Москвы. На занятиях дети получали навыки общения с пожилыми носителями родного языка, погружались в языковую среду. При этом они изучали элементарную лексику, счет, стихи на родном языке и др.
4. Фондом проводится обучение языку джуури всех желающих в языковых кружках для взрослых при общинных центрах как в онлайн, так и в офлайн-формате: в «Культурном центре «Шалом (Мир)» в Щелковском проезде, в общине Шаарей Кедуша, в общине в Бейт-сфаради - Белая дача, г. Москвы, в г. Дербенте, за пределами России – в г. Хадера (Израиль), в Нью-Йорке (США).
5. При участии специалистов и знатоков языка джуури Фонд курирует работу по подготовке и изданию учебников, методической литературы, букварей. В 2019 и в 2020 гг. преподаватель РГУ им. А.Н. Косыгина Г.Н. Богданов подготовил «Учебник языка горских евреев джуури» в 2-х частях, а Г.Б. Исаков в 2020 г. - «Букварь джуури для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Издание учебника и Букваря было осуществлено Фондом СТМЭГИ. Издание Букваря было поддержано Российским Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.
6. Благодаря этой работе уже сформирован и постоянно пополняется учебно-методический комплекс (УМК) для преподавания языка джуури детям - в группах для дошкольного (1) и для среднего школьного (2) образования. В начале 2020 г. в центре Объединения горских евреев в Сокольниках был открыт первый учебно-методический кабинет языка джуури, оснащенный необходимой учебно-методической литературой, наглядными пособиями, оргтехникой и школьной мебелью.
7. Фонд принимает участие в пополнении уже существующей лексикографической базы для изучающих язык джуури. В 2016 г. был издан «Еврейско (джуури)–русский словарь» М.Н. Нафталиева, научн. редактор Е.М. Назарова.
8. Используя инновационные цифровые технологии, Фонд подготовил и выпустил в 2019 г. два электронных учебных пособия по языку джуури: словарь-переводчик в качестве приложения для мобильных устройств IOS и Android «Джуури. Переводчик» и приложение «Джуури: быстро выучи язык» для таких же мобильных устройств IOS и Android (устанавливаются на смартфон бесплатно через цифровой магазин «App Store»). В том же 2019 г. Фондом создано еще одно цифровое мобильное приложение «JBooks» - коллекция аудиокниг на языке джуури, на русском и на азербайджанском языках, авторами которых являются горские евреи.
9. Еще в 2014 г. была создана большая бумажная, а затем и электронная библиотека Фонда СТМЭГИ, бесплатная и общедоступная через официальный сайт Фонда www.stmegi.com по адресу URL [14], в которой представлены книги по литературе горских евреев (художественной, научной, учебной, методической), в том числе книги на языке джуури, книги по истории и этнографии горских евреев, издания по языку джуури, в том числе учебники, буквари, словари языка джуури, аудиокниги на языке джуури, на русском и на азербайджанском языках. В электронной библиотеке Фонда имеется большая подборка электронных версий газет и журналов, тех средств массовой информации (СМИ), которые выходили как в России, в Дагестане (в Махачкале и в Дербенте), в Москве, так и в Израиле, и в США.
10. Руководство РГУ им. А.Н. Косыгина и Фонда СТМЕГИ на протяжении трех лет, начиная с 2018 г., вели совместную работу по созданию университетской базы для преподавания языка джуури в высшей школе. Было достигнуто важнейшее соглашение для решения одной из основных задач по сохранению языка джуури - по подготовке педагогических и научных кадров специалистов по языку и культуре горских евреев. Это уникальный во всех смыслах прецедент: летом 2021 г. был проведен первый набор абитуриентов в РГУ им. А.Н. Косыгина. Состоялось открытие новой магистерской программы «Язык и культура еврейских диаспор» по изучению языка горских евреев джуури. Летом 2022 г. был проведен второй набор на эту программу. Как выразилась в рекламном буклете основатель программы и один из ее руководителей старший преподаватель Е.М. Назарова, «наша программа – это первый опыт академического преподавания комплекса филологических дисциплин по языку, литературе и культуре горских евреев. Магистерская программа по горско-еврейскому языку и литературе не имеет аналогов не только в отечественной, но и в мировой университетской практике».
11. Фонд СТМЭГИ регулярно занимается популяризацией языка джуури через средства массовой информации: на сайте Фонда, в бумажном и цифровом форматах газеты “STMEGI.com за месяц”, в специальном ее разделе «Академия джуури». Работа по популяризации языка ведется также и в социальных сетях Facebook* (аккаунт «Академия языка джуури») и Instagram* (аккаунт @akademia_juhuri)[2] (социальные сети, запрещенные на территории РФ, как продукты организации Meta*, признанной экстремистской – прим.ред.).
12. Еще одно направление работы Фонда в целях популяризации языка –проведение в 2020, 2021 и в 2022 гг. Международных онлайн-марафонов по языку джуури. В них участвуют носители языка джуури из региональных общин горских евреев России, Израиля, Азербайджанской Республики, США, Канады, Австрии, Германии. На марафонах языка джуури с докладами выступают представители научного сообщества - ученые, исследователи и преподаватели языка, работники государственных структур и профильных образовательных организаций федерального и муниципального уровня.
13. С 2018 г. Фонд СТМЭГИ принимает участие в конкурсе грантов Президента РФ, учрежденных на развитие гражданского общества. Свидетельством господдержки инициатив Фонда является одобрение его деятельности: фонд три раза становился победителем конкурса грантов, получая государственное грантовое субсидирование. Гранты Президента РФ были предоставлены таким проектам Фонда как «Электронная библиотека и аудиокниги горских евреев Кавказа» (2018 г.) и дважды - «Программе сохранения, изучения и популяризации языка джуури» (2020 г. и 2022 г.).
Подводя итог рассмотрения деятельности Фонда СТМЭГИ, можно сказать, что благодаря более, чем девятилетней (с 2014 г.) поддержке языка джуури, заметно возрос интерес к родному языку со стороны его носителей. Буквально на глазах поднимается уровень владения языком среди младшего поколения горских евреев. Как отметила в одной из своих работ Е.М. Назарова, заметно выросла роль родного языка в этнокультурной самоидентификации горских евреев, что, в свою очередь, существенно повлияло на рост горско-еврейского самосознания [6, с. 434 – 438]. Очевидно, что духовная и светская культура горских евреев переживает в настоящее время подлинный ренессанс, возрождение, при этом родной язык джуури оказался в центре горско-еврейской идентичности.
По значимости проводимой работы по возрождению языка джуури Фонд СТМЭГИ имеет среди горских евреев статус самой популярной и эффективной общественной организации не только в России, но и за ее пределами – в местах проживания горских евреев в региональных общинах Израиля, Азербайджанской Республики, США, Канады, Германии и Австрии.
*(социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)
[1] Автор настоящей статьи принимал непосредственное участие в проведении описываемых занятий в формате «Языковое гнездо».
[2] Ведущие аккаунтов в Facebook (социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.) - Г.Н. Богданов и Г.Б. Исаков, в Инстаграм - Г.Н. Богданов.