СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(189)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние годы во многих российских организациях проявляются явные противоречия в понимании значимости и смысла стратегического планирования и стратегического мышления в жизни компаний. При этом, несмотря на то, что часть менеджеров практически никогда не используют методы стратегического планирования и не имеют стратегических планов, их предприятия функционируют. Большое значение в этом вопросе имеют выводы таких ученых, как Дж. Коллинз и Д. Поррас. Они определили, что ключевыми идеологическими факторами успеха современных институтов являются ключевая идеология и ключевые ценности.
Безусловно, ключевая идеология является ядром стратегии и основой стратегического мышления руководителей и менеджеров. Таким образом, можно сделать вывод, что самой важной целью успешных компаний, которые работают на мировых рынках, является разработка стратегии и ее дальнейшее осуществление. В современных условиях ведения хозяйственной деятельности вопросы, связанные сформированием и выбором экономической стратегии развития обретают значительную важность для стабильного развития корпораций. Стратегия организации представляет собой обобщенную форму операций, которые необходимы для достижения намеченных целей. В случае если у руководства не будет четкого представления результатов, то в перспективе на ближайший десяток лет, деятельность данного учреждения не приведет к успеху.
К проблемам стратегического управления в России можно отнести:
1. Разработку и формализацию бизнес стратегии, в том числе маркетинговой стратегии фирмы;
2. Сбалансированность долгосрочных и краткосрочных целей;
3. Особенности дезинтеграции (выравнивания) управления производством, финансами и сбытом.
Проблемы стратегического управления в российских фирмах также связаны с чисто номинальным характером многих стратегических планов в данных компаниях. Несмотря на тот факт, что ряд компаний по-прежнему получают прибыль от такого бизнеса, этот эффект не может быть долговременным.
В современных условиях более неуместно объяснять этот факт только технологической отсталостью или политическим планированием. Ряд российских компаний имеют доступ к финансовым ресурсам через кредиты, приобретают новейшее оборудование за рубежом и проводят лизинговые операции. Таким образом, причины отставания российских организаций от компаний промышленно развитых стран следует искать, прежде всего, во внутренней среде наших фирм.
Системы управления отечественных и иностранных компаний существенно отличаются по отношению к системам и методам стратегического управления. С переходом экономической системы России от плановой к рыночной, составление долгосрочных планов утратило свою популярность. Вместо этого все усилия руководителей стали сконцентрированы на оперативных результатах, и в особенности на финансовых показателях. Однако опыт лидеров мирового рынка, считающих построение стратегии важнейшей задачей менеджмента, показывает, что при всей важности финансовых показателей они не имеют никаких шансов являться основой базовых ценностей компании. Если рост прибыли компании является приоритетом, и при этом игнорируются основные стратегические ценности, в таком случае компания может потерять свои конкурентные позиции через определенное время. Причины отставания российских организаций в области стратегического управления являются также обстоятельства и условия, в которых они развиваются, и модели стратегического мышления управляющих. Главным условием, стимулирующим руководство организации к изменениям, внедрению инноваций, использованию новых способов и концепций управления, является уровень конкуренции. Чем более конкурентная среда, тем больше усилий менеджеры должны приложить, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Основными факторами успеха являются сильный менеджмент, эффективные лидеры и научно обоснованные методы управления. В случае если уровень конкуренции на конкретном рынке не высок, то меньше внимания обычно уделяется качеству управления компанией.
Стоит отметить, что сегодняшний уровень конкурентоспособности российской экономики является относительно низким и это обусловлено рядом причин. В последние десятилетия основой экономического развития страны стали низкотехнологичные сферы экономики, такие как сервис, экспорт природных ресурсов, а также торговая деятельность. Данные сферы активно и динамично развивались, имея при этом высокий уровень рентабельности в условиях ненасыщенности рынка. Таким образом, в этих областях стремительным темпом создавался крупный капитал, но при этом интеллектуальный потенциал России оказался практически выведенным из экономической жизни страны на периферию ее финансовых потоков и экономического развития. Особенно остро ощущается дефицит собственного высокотехнологичного производства в период применения санкций против России и политической нестабильности в мире. Низкотехнологичная торговая деятельность и сфера услуг продолжают доминировать над высокотехнологичными отраслями российской экономики, ухудшается качество фундаментальной и прикладной науки и сферы образования.
В условиях развивающихся и ненасыщенных российских рынков стабилизация роста дохода и рентабельности не составляет труда, однако подобная ситуация не может длиться весьма долго. Большие изменения в обществе обязаны стать посылом, целью которого является изменения взаимоотношений российских менеджеров всех уровней к более высокому уровню понимания важности стратегического менеджмента, как для организаций, так и для страны в целом.
Опыт последних лет показывает, что предприятия, которые создали новые направления деятельности или коренным образом изменили старые, добиваются лучших результатов. Стоит отметить, что успеха достигли и компании, создавшие инновационные конкурентные стратегии, не имеющие аналогов ни в прошлом, ни в настоящем. Организация имеет возможность достичь успеха в стратегическом аспекте только лишь на основе удачного (успешного) предвидения, которое не рождается с нуля. Это результат не только знаний, опыта, исследования тенденций и деятельности конкурентов, но и внезапных озарений, интуиции и технологических прорывов.