Финансовое управление муниципальным образованием сущность, принципы, механизм осуществления
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Финансовое управление муниципальным образованием сущность, принципы, механизм осуществления
Современное реформирование местного самоуправления, его институциональные преобразования и в некоторой степени унифицированный подход являются наиболее значимым событием в череде проводимых реформ в России по разным направлениям. Специфической особенностью данного процесса является то, что вся реформа задавалась федеральным законодательством, что выражалось в принципах образования муниципальных образований, наделяя их полномочиями по решению вопросов местного значения и управления территориями.
Рассмотрим основные теоретические подходы российских ученых, раскрывающих сущность муниципального образования (табл.1).
Таблица 1.
Определение понятия муниципальное образование [1, c.8]
Автор |
Определение |
Бабичев И. В. |
это поселения или населенная территория, где его жители осуществляют местное самоуправление |
Фадеев В. И. |
это сложное публично- правовое, социально- экономическое, организационно- территориальное образование, которое не может быть сведено к одному из своих признаков — это территории с законодательно установленными муниципальными границами. |
Бялкиной Т. М. |
это образование, которое создается в населенных пунктах, либо на территориях, объединяющих населенные пункты, в целях осуществления их населением местного самоуправления. |
Исходя из всего вышесказанного, «муниципальное образование» имеет взаимосвязь с понятием «местное самоуправление». Муниципальное образование можно представить, как политическую форму организации жизни и деятельности местного населения, которая в свою очередь складывается как результат возникновения деятельности определенного вида местного самоуправления, решающие вопросы местного значения и социально-экономического развития муниципальной территории в соответствии с действующим законодательством.
Составными элементами муниципальных финансов являются (рисунок 1).
Рисунок 1. Составные элементы муниципальных финансов
Для реализации финансовых отношений на местном уровне применяются следующие принципы (рисунок 2).
Рисунок 2. Принципы муниципальных финансов
Представить муниципальную финансовую деятельность следует в качестве запланированного процесса в отношении муниципальных финансов с целью реализации вопросов местного значения.
Функции и задачи финансовой деятельности муниципальных образований представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Функции и задачи финансовой деятельности муниципальных образований
Обобщение представленных в научной литературе наиболее популярных подходов позволяет отметить ряд основных теоретико-методологических подходов исследования муниципальных финансов: территориальный, целевой, управленческий, распределительный, экономический [19, c.24].
Территориальный подход строится на анализе проблем с позиции критерия локализации региональных факторов, воздействующих на их образование и задействование, а также осуществление расходных полномочий, предоставленных региональным и локальным органам власти и управления.
Минусом данного подхода является игнорирование технологии муниципального финансово-экономического и социального прогнозирования [40, c.37].
Целевой подход предполагает рассмотрение муниципальных финансов в контексте целей задействования денежных ресурсов местного бюджета. Таковыми выступают:
- социальный аспект;
- экономический;
- стратегический аспект [7, c.22].
Минусом является игнорирование источников формирования доходов и ресурсов поступления денежных средств в местный финансовый фонд.
Управленческий подход ориентирован на исследование форм и методов управления образованием и задействованием муниципальных финансов. Акцент делается на современные методы бюджетного менеджмента, на диагностирование конечных результатов реализации местного бюджета относительно основных приоритетов местного сообщества [16, c.9].
Распределительный подход построен на исследовании экономической платформы распределения посредством использования механизма муниципальных финансов. Такой подход позволяет глубже вникнуть в распределительные и перераспределительные процессы, выяснить механизм воздействия межбюджетных отношений на финансово-экономическую самостоятельность муниципальных образований и др.
Особенностью экономического подхода является его направленность на активное использование методов диагностирования эффективности приобретенных выгод от локализации финансово-экономических процессов с точки зрения всех, заинтересованных бюджетного процесса.
Как видно из вышеизложенного, предоставленные подходы, принципы и функции сосредоточены лишь на отдельных, хотя и важных, аспектах и не позволяют в полной мере раскрыть суть финансов, определить базовые принципы исследуемой категории.