Историко-правовая характеристика системы доказывания в уголовно-процессуальном праве КНР
Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Историко-правовая характеристика системы доказывания в уголовно-процессуальном праве КНР
Аннотация. Цель исследования – рассмотреть историю формирования и дальнейшего развития теории доказательств в уголовно-процессуальном праве Китая. В результате исследования была дана общая характеристика системы доказывания Китая в разные исторические периоды.
Ключевые слова: доказательственное право Китая; история системы доказывания; доказывание.
Китайскую правовую систему можно по праву считать одной из старейших правовых традиций в мире. За тысячелетнюю историю в Китае существовало множество правовых теорий, включая и теории доказательств. Однако легального понятия доказательств как правовой категории и доказывания как института уголовного процесса в известных памятниках права Древнего Китая не содержалось [2].
Во время становления феодального общества в Китае, в период правления династии Западная Чжоу (1046–771 гг. до н.э.) хотя и не было оформленных источников уголовного права с регламентированной системой доказательств, существовала система «пяти способов проверки правдивости» или «пяти слушаний» (五听 wuting). Система «пяти слушаний» являлась основным методом установления истинности показаний свидетелей и обвиняемых в уголовном судопроизводстве Древнего Китая. Она предназначалась для точного определения фактов дела путем анализа заявлений отдельных сторон. Непосредственное обнаружение преступления или получение информации о нем путем допросов обвиняемого, потерпевшего и свидетелей считались очевидными и достаточными основаниями для проведения, нацеленного на установление истины и наказание виновных расследования. Судья лично присутствовал в зале допросов, слушал объяснения свидетелей и обвиняемых и внимательно наблюдал за выражением и цветом кожи лица допрашиваемого (色听 seting), выражением глаз (目听 muting), частотой дыхания (气听 qiting), вникал в показания обвиняемого (辞听 citing), внимательно слушал допрашиваемого, нет ли сомнений и путаницы в его словах (耳听 erting). [4] Таким образом, система «пяти слушаний» устанавливала более высокие стандарты для судей Древнего Китая, требуя от них обладания сильными наблюдательными и аналитическими способностями для точного определения фактов дела.
Официальный закон о доказательствах Китая берет свое начало в периоде пересмотра основного закона поздней Цин, который в свою очередь представлял из себя переводы и заимствования правовых систем Германии и Японии. В 1911 году был обнародован Императорский уголовно-процессуальный кодекс династии Цин. Кодекс утратил свою силу вместе с крахом династии Цин. Становление китайского права проходило при явном преобладании норм уголовного права и процесса над нормами других отраслей. Следует отметить, что само разделение права на отрасли не было знакомо китайской правовой системе вплоть до появления в ХХ веке гоминьдановского законодательства.
После того, как Гоминьдан укрепил свою власть над Китаем, националистическое правительство кодифицировало все основные гражданские, уголовные и торговые законы Китая: Уголовный кодекс (1928 год), Уголовно-процессуальный кодекс (1928 год), в котором содержалось около ста положений о доказательствах. Серьезные усилия по переводу континентальных законов привели к тому, что система доказательств Китая в период своего становления оказалась под сильным влиянием традиций законотворчества континентальной правовой системы.
Образование Китайской Народной Республики в 1949 году сформировало подверженную влиянию СССР систему социалистического права. Были отменены Шесть кодексов и почти все правовые ресурсы, накопленные в период правления Гоминьдана. Многие правовые теории Советского Союза стали влиятельными в этот период, и исследования в области доказательного права не стали исключением. Например, одной из важных книг была «Теория судебных доказательств в советском праве» Андрея Вышинского. Вышинский утверждал, что признание – это самый мощный вид доказательства. Таким образом, китайская система приняла принцип, согласно которому признание дает достаточно доказательств для осуждения. Один из принципов теории Вышинского заключался в том, что уголовное право является инструментом классовой борьбы, и поэтому западное доказательное право и теория вызывают подозрения [3]. Принцип презумпции невиновности и метод свободной оценки доказательств подвергались критике и рассматривались как декадентские капиталистические теории. Таким образом, закон в то время стал придатком политики и использовался как инструмент классовой борьбы.
С культурной революцией (1966–76) правотворческой работе и правовой системе был нанесен серьезный ущерб. Во время движения школы были закрыты, а учащихся поощряли присоединяться к отрядам Красной гвардии, которые осуждали и преследовали китайских учителей и интеллектуалов. Судебная система по всей стране была разрушена, пытки стали обычным явлением, и, по оценкам, около миллиона человек погибли в результате последовавших за этим чисток и связанных с ними инцидентов. В этот период система доказательств бесследно исчезла: суды были разрушены, судебная процедура соблюдалась, правовые исследования были приостановлены.
Развитие китайского уголовно-процессуального права во второй половине ХХ века происходило в основном под влиянием советских ученых-правоведов и основывалось на принципах и методах, выработанных наукой уголовно-процессуального права в СССР. В этот период мы можем наблюдать сходства переходных процессов и общности социально-экономических перемен и исторического пути двух стран, что особенно четко проявлялось 60-70е годы.
Правовая система Китая была перестроена сразу после культурной революции. Наиболее важным примером является Уголовно-процессуальный закон Китайской Народной Республики, изданный в 1979 году [3]. В настоящее время действует редакция УПК КНР от 14 марта 2012 года, в которой увеличилось количество статей и появилась более подробная регламентация понятия доказательств и института доказывания по сравнению с редакцией 17 марта 1996 года. В поправке 1996 года к уголовно-процессуальному закону больше не было дополнительных положений о доказательствах.
В начале XXI века значительно возросло количество публикаций, связанных с доказательствами. Исследования о доказательствах постепенно избавились от влияния идеологии, появились такие темы, как актуальность, допустимость, правила доказывания, принципы доказывания, бремя доказывания и т. д. [1]. В 2007 году Китайский университет политологии и права впервые официально классифицировал доказательственное право как одну из основных специальностей наряду с процессуальным правом для поступивших в аспирантуру. Таким образом, доказательства стали широко известной юридической дисциплиной в Китае. Можно выделить четыре признака того, что доказательственное право стало тематической дисциплиной в Китае:
(1) в последнее время было опубликовано большое количество книг и статей по теории доказательств;
(2) в некоторых институтах были достигнуты значительные успехи в дисциплинарном строительстве доказательственного права;
(3) два важных постановления (гражданские и административные доказательства) были изданы Верховным судом КНР, и некоторые местные высокие суды также приняли многие местные правила доказывания;
(4) появилось много проектов правил регламентирующих деятельность в области доказательного законотворчества [4].
В ходе модернизации теории доказательств, на которую влияет общий метод открытия истины в различных культурах, в том числе и за счет применения науки и технологий, возрастает однородность между различными системами доказательств. В дальнейшем это приведет к еще большему сокращению существовавших ранее различий между различными системами доказательств. Анализируя историю формирования системы доказательств Китая, мы заключаем, что система доказательств Китая сочетает в себе принципы континентальной и англо-американской правовых систем, но при этом сохраняет свои исторические и политические особенности.