Институт понятых в дисциплинарном производстве в Вооруженных Силах Российской Федерации
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Институт понятых в дисциплинарном производстве в Вооруженных Силах Российской Федерации
THE INSTITUTE OF WITNESSES IN DISCIPLINARY PROCEEDINGS IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nosenko Dmitry
Head of the department (inquiry, disciplinary and administrative practice) of the military commander's office (garrison, 2 ranks), Russia, Olenegorsk
Аннотация. Отсутствие надлежащей регламентации института понятых в нормах дисциплинарного производства Вооруженных Сил Российской Федерации может повлечь нарушение прав и законных интересов военнослужащих, лиц гражданского персонала и государства. В статье рассматриваются проблемные вопросы правового статуса понятых в дисциплинарном производстве и возможные пути их решения.
Abstract. The absence of proper regulation of the institution of witnesses in the norms of disciplinary proceedings of the Armed Forces of the Russian Federation may lead to a violation of the rights and legitimate interests of military personnel, civilian personnel and the state. The article deals with the problematic issues of the legal status of witnesses in disciplinary proceedings and possible ways to solve them.
Ключевые слова: понятые; дисциплинарное производство; Вооруженные Силы Российской Федерации.
Keywords: witnesses; disciplinary proceedings; the Armed Forces of the Russian Federation.
В соответствии с требованиями ст. 28.6 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе») [3] и ст. 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ДУ ВС РФ) [4], в целях всестороннего и объективного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств, к которым также отнесены и вещественные доказательства.
Согласно ст. 28.6 ФЗ «О статусе» под вещественными доказательствами при решении вопроса о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности понимаются предметы дисциплинарного проступка, или предметы, использованные при его совершении, либо предметы, сохранившие на себе следы дисциплинарного проступка.
Выявление и изъятие вещественных доказательств осуществляется уполномоченными лицами путем применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренных ст. 28.7 ФЗ «О статусе» и ст. 51 ДУ ВС РФ. Наиболее эффективными в данном случае являются личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, изъятие вещей и предметов.
Данная норма является правовой аналогией предусмотренных ст. 182–184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) [2] следственных действий: обыск, выемка и личный обыск. По аналогии с требованиями ст. 170 УПК РФ, нормами ст. 28.7 ФЗ «О статусе» и положениями Приложения № 6 к ДУ ВС РФ «Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке» предусматривается обязательное участие в ходе указанных процессуальных действий не менее двух понятых, в отдельных случаях одного и того же пола с обыскиваемым лицом.
Одновременно с этим существует несколько ключевых различий в юридическом статусе понятых в уголовном судопроизводстве и в дисциплинарном производстве.
Первым и основным является факт закрепления правового статуса понятых. Согласно положениям ст. 60 УПК РФ, непосредственно определяющей правовой статус, основные права, обязанности и ответственность понятых, к таковым отнесены не заинтересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Также в данной статье определен перечень лиц, которые не могут выступать в качестве понятых в уголовном судопроизводстве.
В то же время в дисциплинарном производстве юридическое закрепление термина «понятой» отсутствует вовсе, в результате чего на законодательном уровне не определены: правовой статус, права, обязанности, ответственность и требования к лицам, привлекаемым в качестве понятых в дисциплинарном производстве. Единственной нормой, отражающей предполагаемые требования к понятым, является п. 8 ст. 28.8 ФЗ «О статусе», согласно которому в протоколе о грубом дисциплинарном проступке указываются сведения о примененных мерах обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых − должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.
Вторым различием являются особенности производства процессуальных действий без участия понятых в тех случаях, когда их участие обязательно. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК РФ при производстве следственных действий в труднодоступной местности, где отсутствуют надлежащие средства сообщения, или в тех случаях, когда производство следственного действия представляет опасность для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 170 УПК РФ, а именно: обыск, выемка, личный обыск, предъявление для опознания, – могут быть произведены без участия понятых. В таком случае о данных обстоятельствах в протоколе следственного действия выполняется соответствующая запись.
При производстве следственного действия без привлечения понятых следователем, дознавателем в обязательном порядке применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Однако в тех случаях, когда применение технических средств в ходе следственного действия невозможно, следователем, дознавателем исполняется соответствующая запись в протоколе следственного действия.
Таким образом, законодатель позволяет процессуально уполномоченным лицам, вынужденным осуществлять следственные действия при вышеуказанных обстоятельствах, закрепить законный статус выявленных доказательств.
Согласно п. 9 ст. 28.8 ФЗ «О статусе» в случае необходимости при применении таких мер обеспечения производства по дисциплинарному проступку, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотр транспортного средства и (или) изъятие вещей и документов, уполномоченным должностным лицом может быть применена фото- и киносъемка, видеозапись и (или) иные установленные способы фиксации обнаруженных вещественных доказательств.
При этом ни данная норма, ни какая-либо другая не предусматривает применение средств фото- и видеофиксации как альтернативы применения понятых, что по сути позволяет применять фото- и видеофиксацию только как дополнительный способ фиксации с обязательным участием понятых.
Нововведения в ФЗ «О статусе» и ДУ ВС РФ, связанные с включением в перечень грубых дисциплинарных проступков запретов иметь при себе при различных обстоятельствах электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации, предусматривают наличие обязательного предмета дисциплинарного проступка, который еще предстоит надлежащим образом выявить и изъять у виновного лица и в соответствии с требованиями ФЗ «О статусе» и ДУ ВС РФ выполнить это исключительно в присутствии не менее двух понятых, в отдельных случаях одного с виновным лицом пола, что ввиду особенностей задач, выполняемых отдельными подразделениями ВС РФ, не всегда возможно.
Решением данной проблемы может послужить внесение изменений в положения ФЗ «О статусе» и ДУ ВС РФ, определяющих правовой статус, права, обязанности, ответственность и отдельные требования к понятым в дисциплинарном производстве ВС РФ, а также особенности их участия при применении мер обеспечения по дисциплинарным проступкам с учетом опыта применения аналогичных норм в уголовном судопроизводстве, а также специфики и функций Вооруженных Сил Российской Федерации.