К вопросу о проблемах формирования практических навыков профессиональной деятельности обучающихся
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
К вопросу о проблемах формирования практических навыков профессиональной деятельности обучающихся
On the issue of problem the formation of practical professional skills of students
Elena Volkova,
Lecturer, Siberian University of Consumer Cooperatives, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье рассматривается одна из причин проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов – отсутствие практических навыков и опыта профессиональной деятельности. В целях повышения эффективности формирования практических навыков профессиональной деятельности предлагается использование практико-ориентированного подхода при их обучении.
Abstract. The article deals with one of the causes of the problem of employment of university graduates - the lack of practical skills and professional experience. In order to increase the efficiency of the formation of practical skills of professional activity, it is proposed to use a practice-oriented approach in their training.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; интерактивные формы и методы обучения.
Keywords: practice-oriented learning; interactive forms and teaching methods.
В настоящее время молодые специалисты, выпускаемые отечественными ВУЗами, часто сталкиваются с проблемой невостребованности на рынке труда. Основная причина такого положения дел – отсутствие практических навыков и опыта профессиональной деятельности. Одним и возможных направлений решения данной проблемы со стороны образовательных учреждений является формирование и развитие практико-ориентированной образовательной среды, внедрение практико-ориентированных технологий в образовательный процесс.
В целях выявления основных проблем, связанных с трудоустройством, было проведено исследование мнения потенциальных работодателей и студентов, обучающихся по экономическим направлениям.
Как оказалось, третья часть опрошенных работодателей отметили, что не обращают внимания на опыт работы молодых специалистов. Однако, большая их часть хотят быть уверены в практических навыках претендентов: требуют опыт работы не менее года или прохождение производственной и преддипломной практики в их организации.
Среди сформированных общекультурных компетенций работодатели предъявляют требования преимущественно к следующим: способность к самоорганизации и самообразованию, способность использовать основы экономических знаний, способность работать в коллективе, способность использовать основы правовых знаний.
Все это свидетельствует о важности приобретения практических навыков и опыта в процессе обучения студентов.
Что же касается студентов, то в целом большинство удовлетворены качеством образования, хотя и отмечают преимущественно теоретическую, а не практическую подготовку. Половина всех опрошенных студентов, как оказалось, имеют слабое представление о выбранной профессии, а пятая часть не понимают связи изучаемых экономических дисциплин с будущей профессиональной, практической деятельностью. Что, скорее всего, является следствием недостаточной практической ориентации в обучении.
По мнению студентов наиболее качественному образованию способствуют такие формы обучения, как практика, лекции в режиме диалога, проблемные лекции, дискуссии, лабораторные работы. Неэффективной формой они считают написание рефератов и традиционные лекции. Следует заметить, что обучающиеся преимущественно выделяют в качестве эффективных форм обучения те, которые позволяют получить практические навыки или как минимум позволяют разобраться в реальных проблемах.
Наиболее эффективной формой практико-ориентированного обучения считается непосредственно практика. Именно практика, как считают студенты, способствовала формированию практических навыков и позволила им убедиться в правильности выбора профессии. Также при прохождении производственной или преддипломной практики выявились пробелы теоретического знания, умений и навыков, сформированных в процессе обучения. Например, студентами отмечался недостаток знаний в юридической области. Многие студенты, указавшие на бесполезность практики, отметили и ее формальный характер. Связано это преимущественно с плохой ее организацией.
Таким образом, в результате недостаточной практической ориентации в преподавании дисциплин и формальном подходе в проведении практики, у студентов даже к последнему курсу может не сформироваться полноценное представление о своей будущей профессиональной деятельности.
Одним из направлений корректировки сложившейся ситуации может быть использование элементов практико-ориентированного подхода при обучении студентов. Практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессиональных и социально значимых компетенций. Это обеспечивается мотивацией к изучению теоретического материала в результате возникающей потребности в решении практической задачи.
В целях решения выявленных проблем путем реализации практико-ориентированного подхода предлагается следующее.
При разработке рабочих программ дисциплины для студентов различных направлений ориентироваться как на требования ФГОС к результатам обучения, так и профессиональные стандарты, максимально приближая содержание курса и виды деятельности студентов к их будущим трудовым функциям.
Образовательный процесс должен быть построен преимущественно на интерактивном обучении, что предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Преподавателям следует пересмотреть свое отношение к традиционным лекциям. И в качестве более приемлемого варианта рассмотреть проведение проблемной лекции и лекции дискуссии, что способствует вовлечению студентов в активную деятельность, развитию познавательного интереса.
Содержание лекционного материала должно учитывать специфику аудитории слушателей. То есть постановка проблемы, вопросы, рассматриваемые ситуации так или иначе должны касаться аспектов будущей профессиональной деятельности студентов. Таким образом, лекция по одной теме дисциплины, но для студентов разных направлений подготовки, будет иметь различия в содержании.
Что касается семинарской формы проведения аудиторных занятий, то практико-ориентированный подход требует интерактивного обучения. Как показало наше исследование, студенты сами считают довольно эффективным способом работы при формировании практических навыков анализ и решение ситуационных задач, анализ кейсов.
В качестве нового элемента процесса обучения можно использовать самостоятельную разработку кейсов студентами с последующим их решением в аудитории. При этом умение правильно разработать и написать кейс имеет наряду с дидактической составляющей и очень важное значения в практической деятельности. В рамках такой работы приобретается умение четко формулировать проблему, способность выявлять критерии, на основе которых оценивать те или иные возможные варианты решения проблемы. Кроме того, такой вид работы студента позволяет оценить его представление о будущей профессиональной деятельности.
Еще один вид интерактивной формы обучения, который следует использовать при обучении студентов - это деловые игры. Игровое моделирование позволяет имитировать будущую профессиональную деятельность студента и учит решению профессиональных задач молодыми специалистами.
Также в целях совершенствования обучения в рамках изучаемых дисциплин предлагается расширить практику применения проектного метода с учетом профессиональной специфики обучающихся.
Важным при реализации практико-ориентированного подхода в обучении является также взаимодействие субъектов процесса обучения. В целях совершенствования практической ориентации обучения предлагается: привлечение специалистов-практиков к проведению семинарских занятий, круглых столов, дискуссий; организация исследовательской и аналитической работы в малых группах; изменение роли преподавателя, т.е. выполнение функций тьютора, в целях индивидуального подхода к моделированию образовательной траектории студентов с учетом их уровня развития.
В целях создания наиболее благоприятных условий для реализации практико-ориентированного обучения в условиях отсутствия возможности пройти практику на предприятии следует рассмотреть целесообразность создания «учебного предприятия» или виртуального предприятия, где студенты могли бы отрабатывать практические навыки своей деятельности.
Кроме того, необходимо вести постоянный мониторинг понимания студентами своих профессиональных функций и сферы приложения своих умений и навыков, в целях своевременной корректировки образовательной траектории и качества обучения.