Статья:

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Сатуалдын М.К. ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(62). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Сатуалдын Мадина Кайржановна
магистрант, Казахский национальный женский педагогический университет, Казахстан, г. Алматы

 

DIGITAL SKILLS OF STUDENTS IN DISTANCE LEARNING

 

Madina Satualdyn

Undergraduate, Kazakh National Women's Pedagogical University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению цифрового образования и цифрового обучения в современных реалиях. В статье проводится теоретическое обсуждение необратимости и необходимости цифровизации образования, ее компонентов, преимуществ и недостатков. Автор также приводит эмпирические данные обучения студентов Казахского национального женского педагогического университета в период дистанционного обучения. Примечательно, что в статье дается представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оцениваются их цифровые навыки и компетенции, их мотивация продолжать обучение на расстоянии, а также некоторые проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время дистанционного обучения.

Abstract. This article is devoted to the study of digital education and digital learning in modern realities. The article provides a theoretical discussion of the irreversibility and necessity of digitalization of education, its components, advantages and disadvantages. The author also provides empirical data on the training of students of the Kazakh National Women's Pedagogical University during distance learning. It is noteworthy that the article gives an idea of students' readiness for the digital age, assesses their digital skills and competencies, their motivation to continue learning at a distance, as well as some of the problems that students face during distance learning.

 

Ключевые слова: цифровизация; цифровое обучение; высшее образование; цифровые навыки.

Keywords: digitalization; digital learning; higher education; digital skills.

 

В последнее время феномен цифровизации во всем мире имеет тенденцию к росту. Этот термин занял все сферы нашей жизни, включая образование. Наряду с глобальными тенденциями, национальные проекты, обозначенные президентом в конкретной программе “Цифровой Казахстан”, дали много импульсов цифровизации образования [1]. Для того чтобы лучше понять проблему, нам нужно внимательно изучить этот термин. Сам термин  «цифровизация» означает процесс перехода компании или целой отрасли экономики к новым моделям бизнес-процессов, управления и методов производства, основанных на информационных технологиях.

Цифровизация компании − это ее трансформация, где ведущую роль играет компьютерный капитал. В любой организации этот процесс включает:

- приобретение опыта использования технологий;

- поиск конкурентных преимуществ технологий;

- определение направления и масштабов преобразования;

- оценка рисков.

Таким образом, цифровизация любой организации требует тщательного изучения, что же насчет цифровизации образования? Самое простое определение означает использование компьютеров, мобильных устройств, оборудования, Интернета, различного программного обеспечения и других цифровых технологий для обучения студентов всех возрастов [2, c. 5–11]. Однако весь процесс цифровизации гораздо более масштабен. Цифровизация образования − это естественный и логичный способ развития образования в сетевом обществе, который способен эффективно и конкретно удовлетворять весь спектр запросов этого сообщества, стремящегося к непрерывному образованию на протяжении всей жизни [3, c. 12-15]. Исходя из этого, мы можем резюмировать, что цифровизация образования − это процесс глубокой модернизации и изменения образовательного процесса в целом на всех этапах обучения, отвечающий всем вызовам современного мира.

Цифровизация приводит к значительному расширению выбора курсов и дисциплин, доступных для изучения, а также облегчает международное и междисциплинарное сотрудничество в области науки и исследований. Это также делает образование более доступным и индивидуальным, обеспечивает свободу исследований и улучшает самостоятельное обучение. Самостоятельное обучение приводит к лучшему усвоению информации и повышению мотивации к учебе [4, c. 65-73].

Тем не менее, согласно данным современной цифровой образовательной среды, у этих изменений есть менее оптимистичная сторона. Как и любая другая трансформация, процесс цифровизации в образовании сопряжен с некоторыми рисками, среди которых:

- низкий уровень доверия и решимости студентов и академического сообщества использовать современные образовательные технологии, основанные на цифровом контенте;

- низкая эффективность применения методов цифровизации обучения;

- консервативная перспектива образовательных организаций и учреждений.

Процесс цифровизации предполагает повышение уровня цифровой грамотности и цифровых навыков. Цифровая грамотность − это владение современными информационными технологиями и умение искать, оценивать и обрабатывать полученную информацию; цифровые навыки − это компетентность человека в применении IT-технологий, которые делятся на общие (применяются в повседневной жизни, например, поиск информации в Интернете, использование офисного программного обеспечения, программное обеспечение для анализа и обработки данных и т.д.) и профессиональные (необходимы для создания IT-услуг) и дополнительные, которые представляют собой смесь первых двух типов (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для работы и т.д.) [5, c. 90-95].

Подводя итог, можно сказать, что только через модернизацию образования, непрерывное профессиональное саморазвитие, а также совершенствование, происходит развитие цифровых навыков и компетенций преподавателей и студентов, что включает в себя:

- применение новых образовательных технологий в учебном процессе;

- модернизация содержания образовательных программ и учебных планов для развития необходимых компетенций;

- развитие информационно-образовательной среды на основе современных программных и аппаратных систем; и только тогда мы сможем прийти к качественно новому образованию [6, c. 2-14].

Цель исследования состояла в том, чтобы оценить готовность студентов к цифровизации образования и как они сами ее оценивают.

В ходе исследования были использованы методы сбора данных, опроса, обработки статистического анализа и описания результатов исследования. Исследование сосредоточено на оценке готовности студентов к цифровизации образования и их текущего уровня цифровых навыков, что подразумевает изучение государственных и нормативных документов, учебных планов и ожидаемых результатов обучения; материалов и ресурсов дистанционного обучения, которое является одним из немногих вариантов обучения в связи с текущей эпидемиологической ситуацией. В данной статье используются данные опыта студентов Казахского национального женского педагогического университета.

В нашем исследовании мы изучили цифровые навыки 68 студентов педагогических специальностей и их мнение об использовании различных цифровых данных, в то время как мы все вынуждены учиться дистанционно, используя различные технологии, системы и ресурсы.

В ходе нашего опроса мы дали им анкету соответствующую нашей реальности дистанционного обучения, и спросили, как бы они описали свои навыки:

1. навыки использования программ редактирования фотографий, аудио, видео;

2. навыки редактирования текстового материала;

3. создание презентаций;

4. использование новых современных технологий;

5. установка новых или переустановка операционных систем

Их варианты ответов включали следующее:

• да, я могу использовать все функции и опции;

• да, отчасти, но для меня этого достаточно;

• да, хотя иногда возникают проблемы;

• нет, я не могу использовать его/их.

Результаты показаны на диаграмме 1.

 

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

 

Как мы и ожидали, количество студентов, уверенно использующих программное обеспечение / ресурсы для редактирования аудио, видео и фотографий возросло и составляет: 18 студентов (26, 5% респондентов) на 100% уверены, что полностью овладели этими навыками. Большая часть, 27 человек (39,7%), считают, что их способности частично освоены, но достаточны для их собственных нужд; 4 человека (5,9%) считают, что их способностей достаточно в сочетании с Интернетом, а число студентов, вообще не обладающих этими навыками, 19 (27,9 %), столько же воздержалось от ответа. Согласно нашим результатам, примерно 72% респондентов в той или иной степени владеют навыками редактирования фотографий, видео и аудиоматериалов.

Второй вопрос затрагивает способности студентов использовать программы для редактирования текста. Снова, как мы и ожидали, число уверенных пользователей такого программного обеспечения больше по сравнению с первым вопросом: 31 студент (45,6% респондентов) ответили, что они освоили редактирование текста на 100%; еще 26 студентов (38,2%) заявили, что овладели этими навыками лишь частично, но этого достаточно для их нужд; 6 студентов (8,8%) признались, что у них иногда возникают проблемы, но могут решить их с помощью Интернета, остальные 5 студентов (7,4%) воздержались от ответа. Принимая это во внимание, мы можем подвести итог, сказав, что число студентов, обладающих навыками редактирования текста разного уровня, составляет почти 93%, что является действительно отличным показателем.

Третий вопрос затрагивает их способности создавать презентации с помощью MS PowerPoint и другого программного обеспечения. Половина студентов, 35 человек (51,5%), абсолютно уверены, что они могут выполнить такого рода задачи, используя 100% предоставленного программного обеспечения и ресурсов. Около 30,8% респондентов (21 человек) решили, что их способности не используют все потенциальная мощь ресурсов и программного обеспечения, но вполне достаточная для них. Пять респондентов (7,3%) считают, что они могут справиться с этой задачей с помощью Интернета, а 10,4% студентов (всего 7) не обладают необходимыми навыками.

Следующие два вопроса касаются более сложных навыков, поэтому количество студентов, обладающих ими, сильно отличается от первых трех вопросов. Например, число студентов, в конечном счете, уверенных в своих навыках в использовании новейших современных технологий, составляет всего 29,4% (20 человек). На вопрос об использовании технологий 16% (11  человек) ответили: "да, частично, но мне этого достаточно"; "да, хотя иногда возникают проблемы, у меня есть Интернет, который помогает мне решать все проблемы" 19% (13 человек), и почти половина студентов, 35% (24 человека), ответили "нет".

На последний вопрос об установке и переустановке операционных систем  52 студента (77%) ответили отрицательно, и этот результат был весьма ожидаемым, поскольку это самый сложный цифровой навык в нашем опросе. Еще 6 респондентов (8,8%) считают, что их нынешние навыки не являются завершенными, но эти навыки достаточны для их нужд или могут быть дополнены с помощью Интернета в случае необходимости.

Принимая во внимание вышеописанное, мы можем сделать вывод, что общие и дополнительные цифровые навыки наших студентов, необходимые для дистанционного обучения, находятся на достаточно высоком уровне. Однако одного этого исследования недостаточно, чтобы предвидеть общую тенденцию среди молодежи, и требуются дальнейшие исследования.

Как видно из приведенных выше результатов, опрошенные студенты чувствуют себя вполне уверенно во время дистанционного обучения из-за пандемической ситуации в стране. Более того, мы должны подчеркнуть, что в большинстве случаев, когда у студентов возникают какие-либо препятствия или трудности, они полагаются на свои способности для решения этих проблем, что является очень оптимистичным признаком того, что студенты становятся способными взять ответственность за свое обучение и развитие как личности и специалиста в свои руки.

Тем не менее, мы также можем проследить некоторые проблемы с мотивацией студентов к учебе, увидеть тенденции к прокрастинации, неприменению критического мышления и т.д. Очевидно, что цифровое образование будет играть значительную роль в обеспечении доступного, доступного и в то же время высококачественного образования. Однако традиционное обучение в университете может обеспечить обмен опытом, надлежащую обратную связь и создание новых отношений, связей и культурного обмена, которые сегодня недоступны в цифровом образовании.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Государственной программы "Цифровой Казахстан". Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827. URL: https://www.primeminister.kz/ru/gosprogrammy/gosudarstvennaya-programma-cifrovoy-kazahstan-9111459 (дата обращения: 10.03.2022)
2. Абросимова Г.А., Кондратьева И.Г. Онлайн дистанционное обучение языку: учебная автономия студентов // Вестник НЦБЖД. 2018. № 3 (37). С. 5–11.
3. Колыхматов, В.И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV международной научно-методической конференции. - СПб., 2019. - С. 12-15.
4. Морозов А.В. Изменение менталитета субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2018. №14. С. 65-73.
5. Гильманова А.А. Цифровая эпоха и чтение художественной литературы: реалии и перспективы // Казанский лингвистический журнал. 2018. №1 (1). С. 90-95.
6. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. №2 (23). С. 2-14.